Анджела Георгиу в гамбургской «Тоске»

Канадский режиссёр Роберт Карсен, поставивший «Тоску» Пуччини в Гамбурге в 2000 году, сделал главный акцент на том, что героиня – оперная певица.

Каварадосси расписывает стену в театре; Тоска, ревнуя, опрокидывает один из многочисленных стульев в зрительном зале (посоветуйте, пожалуйста, какой-нибудь спектакль, не оформленный стульями). Католическая служба коротко показана как театральное представление: открывается занавес, на сцене склоняются епископы в позолоченных тиарах и застывает чернокудрая Тоска, воплощающая Мадонну в облачении, усыпанном драгоценными камнями.

Хористы в серых костюмах изображали зрителей, Тоска в расстроенных чувствах не дала им автографа.

Второе действие разыгрывается на фоне обратной стороны занавеса с надписью «Non fumare» («Не курить») и кирпичной стены. Барон Скарпиа, стало быть – мастер закулисных интриг. Обошлись без традиционной кушетки в стиле ампир, её заменил простой стул, но не без канделябров. Скарпиа, оставляя больше пространства за сценой, работает и ест за одним и тем же столом. Отметим, что в этом театральном театре не самое лучшее освещение, как это часто бывает в Гамбургской опере, так что, разглядеть примадонну было не так и легко.

Анджела Георгиу вышла в небольшом белом тюрбане из перьев и перчатках в образе Марии Каллас.

Первое действие она провела в чем-то скучновато и даже мелко, так что, действительно, иногда хотелось, чтобы Марио её скорее выпроводил.

В 2001 году Георгиу снялась в экранизации «Тоски», осуществлённой Бенуа Жако, Тоска – её коронная роль и, конечно, несёт интересный и ощутимый отпечаток её артистической индивидуальности. В полную силу она развернулась во втором действии и кричала «Muori! Muori! Muori!» так, что было страшно, как бы Франко Вассало (Скарпиа) действительно не помер на полу.

Её Тоска балансирует между неконтролируемыми эмоциональными вспышками и моментами, когда она вспоминает, что она — гордая оперная дива.

Георгиу выверено спела «Vissi d'arte» а потом дважды ударила Скарпиа ножом в живот. Этим ножом Скарпиа незадолго до этого изрезал её большой портрет в стиле арт-деко, судя по кисти, работы Каварадосси.

Сцена на сцене расположена под углом, Анджела Георгиу постоянно была на высоких тонких каблуках и, такое впечатление, иногда с трудом держалась на ногах, словно подчёркивая эмоциональную неровность и неустойчивость своей героини.

В третьем акте Георгиу как оперная примадонна представляла, похоже, саму себя:

чёрное платье с глубоким вырезом и сверкающей брошью-звездой в центре можно увидеть на записи одного из её концертов. В конце Тоска никуда не прыгает: её фигуру больше не освещают, она исчезает в темноте с раскинутыми руками.

Рикардо Масси в партии Каварадосси казался очень естественным – пел так, будто разговаривает и страдает современный хороший парень, ироничный и весёлый. Он именно играл свою роль (Каварадосси как положительный персонаж часто получается невыразительным). Пению Масси была присуща не драматическая раскалённость, но лёгкость и непринуждённость. В первом акте он хотел, чтобы Тоска поскорее ушла, но не смог не поддаться её очарованию. Расстреливали Каварадосси на пустой сцене австрийские солдаты с кокардами (в этом театре найдутся какие угодно костюмы).

Они направили ружья в сторону зрительного зала, чтобы мы, сидя там, хоть немного почувствовали, каково это, стоять под их дулами.

Итальянский баритон Франко Вассало изображал сдержанного буржуа, может быть, директора оперного театра. От Скарпиа невольно ожидаешь театральной яркости с примесью вульгарного садистского цинизма, здесь же было больше сдержанной холодной злобы, без размаха, что, в большей мере, наверное, связано с режиссёрской трактовкой образа.

Большой радостью было слышать богато и красиво звучащий оркестр под управлением Пьера Джорджо Моранди. Хотя оркестр иногда хотелось немножко подтолкнуть, ускорить, но неспешный темп и небольшие паузы во многом способствовали созданию и поддержанию драматического напряжения.

Спектакль хорошо сработан и был проведен на высоком профессиональном уровне, но в нём не хватало особенного огонька, сообщающего дополнительное измерение.

Рецензируемый спектакль состоялся 24 марта 2018 года.

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама