«Итальянские недели» в Гамбурге: «Мадам Баттерфляй»

Ольга Борщёва, 21.03.2018 в 11:53

Небольшой оперный фестиваль «Итальянские недели» в Гамбурге открылся 11 марта премьерой «Реквиема» Верди в постановке Каликсто Биейто и завершится 17 апреля оперой Пуччини «Тоска» (в этом спектакле планируется выступление Ани Хартерос и Йонаса Кауфмана). В промежутке Карло Риццари дважды продирижировал «японской трагедией» «Мадам Баттерфляй» (об оркестре под его управлением помню, что он был).

С 2012 года эта опера Пуччини идёт в Гамбурге в версии Винсента Буссарда (режиссура), Винсента Лемера (сценография) и Кристиана Лакруа (костюмы). Ключевая особенность их интерпретации состоит в том, что в спектакле нет ребёнка – мальчика заменяет кукла. Сузуки прячет эту куклу в высокий шкаф, полный других кукол разного размера и «возраста». Ребёнок — порождение воображения Баттерфляй, объект, созданный энергией любви и надежды, как рассказывает Винсент Буссард.

Баттерфляй пребывает в вымышленном мире, где всё сосредоточено на ожидании Пинкертона, и не желает покидать этот придуманный мир, потому что тогда в её жизни не останется смысла.

Совершая самоубийство, самое реальное действие из всех возможных, она возвращается в действительность.

Пустую сцену украшает по-оперному страстно любимая многими современными постановщиками витая лестница, на черном занавесе светятся хризантемы.

13 марта в заглавной партии Лиана Алексанян чуть ли не в самую последнюю минуту заменила заболевшую Марию Хосе Сири. Зрелый тёплый и округлый голос Алексанян скорее подчеркнул женственность героини и её эротическую ауру, с особенно удавшейся драматической финальной сценой, чем юность, лиричность и хрупкую утонченность Чио-чио-сан.

В первом акте Баттерфляй появляется в тяжелом розовом кимоно с широким красным оби — ведь Пинкертон оплачивает традиционную японскую свадьбу. Позже сбросив его, она остаётся в полупрозрачном белом наряде с черной отделкой. Во втором акте Баттерфляй ждёт Пинкертона в джинсах и сером свитере, затем принимает душ и продолжает ждать мужа в сером банном халате, в нём же встречает Шарплеса и Кэт и умирает.

Аргентинский тенор Марсело Пуэнто привнёс в образ Пинкертона жгучую не приторную красоту голоса, гармонично сочетавшегося с внешней привлекательностью.

Его легкомысленно-обаятельный лейтенант так смешно просиял от незамысловатого комплимента Баттерфляй, назвавшей его высоким и сильным! Их новобрачный дуэт был полон плавной нежности и цветочной красоты.

Сузуки сочувствовала своей госпоже тёмным меццо-сопрано Алисы Колосовой. Рузана Григорян (Кэт) появилась из дыры под лестницей в образе фальшивой блондинки с красными под цвет туфель губами. В партии Шарплеса прилежно выступил Алексей Богданчиков. Принц Ямадори (Виктор Рудь), получив отказ, бережно собрал лепестки цветков, те, что разбросал по полу, сватаясь.

В постановке Винсента Буссарда самоубийство Баттерфляй лишается смысла и ритуальной составляющей, укоренённой в традиционной культуре, а её история приобретает психопатологический оттенок.

Кроме того, она ведь особенно попросила прийти за ребёнком непременно Пинкертона, чтобы зарезаться чуть ли не у него на глазах и отравить ему своей кровью всю оставшуюся жизнь. А так, Баттерфляй оставляет танто (кинжал самурая) завёрнутым в комнате и уходит за сцену в никуда: развевается белая занавеска, из шкафа выпадает и раскалывается кукла. Пинкертон остается картинно страдать на витой лестнице.

Foto: © 2012 Bernd Uhlig

реклама

вам может быть интересно

По шкале Рудольфа Баршая Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Гамбургская государственная опера

Произведения

Мадам Баттерфляй

просмотры: 1976



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть