Рапсодия — норвежская, звучание — интернациональное!

Московские отзвуки Международного музыкального конкурса королевы Сони

Игорь Корябин, 26.11.2017 в 19:19

Гала-концерт на Новой сцене Большого театра России, организованный совместно с Международным музыкальным конкурсом Королевы Сони (Норвегия) и состоявшийся 12 ноября, был назван претенциозно громко – «Молодые оперные голоса мира». Но всё же – не так претенциозно, как на англоязычном сайте конкурса, где вместо слова «молодые», то есть «young», безо всяких обиняков использовано слово «ведущие», то есть «leading» (то же – и в английской версии двуязычной программы Большого). Это, понятно, всего лишь наивный рекламный ход, но впечатления от московского гала-концерта всё же заставляют быть к этому снисходительными: в целом, мы услышали прекрасные голоса, но, как всегда и бывает, далеко не все участники вечера показали себя прекрасными артистами, если под артистизмом понимать как технический, так и вокально-драматический аспект исполнения.

Гала-концерт сопровождал Оркестр Большого театра, за дирижерский пульт которого встал маэстро американо-ирландского происхождения Роберт Туи, неплохо поладивший с певцами. Не думайте, что речь идет о концерте исключительно лауреатов и финалистов Международного музыкального конкурса Королевы Сони, проходящего с периодичностью раз в два года в Осло. Впрочем, таковых было большинство: шесть против двух. Как сюда попали певицы, к этому конкурсу отношения не имеющие, в программе не уточняется, но и меццо-сопрано из Туниса Рихаб Шайеб (Lindemann Young Artist Program при нью-йоркском театре «Метрополитен-опера»), и, особенно, сопрано из Польши Алина Адамски (Young singers project Salzburg Festival 2017) стали украшением программы.

Примкнувшая к лауреатам женская двойка непривычно сочно, рельефно, драматически плотно, но при этом с потрясающе филигранной нюансировкой, исполнила прелестный «цветочный дуэт» Лакме и Маллики из «Лакме» Делиба. Рихаб Шайеб мы услышали и в темпераментно прозвучавшей, стилистически точно прочувствованной ею сегидилье из «Кармен» Бизе, в которой певице в ответных репликах Хозе лишь слегка «помог» итальянский тенор Джованни Себастьяно Сала (лауреат II премии, 2017). Алина Адамски была занята в этот вечер заметнее – в сцене и большой виртуозной арии Лакме («арии с колокольчиками»), в куплетах Адели из «Летучей мыши» Иоганна Штрауса и в финальном трио Маргариты, Мефистофеля и Фауста из «Фауста» Гуно.

Пусть в арии Лакме певица не вполне уверенно ощущала себя в верхнем регистре, пусть не всё в этот вечер получилось у нее должным образом, было очевидно: обучена она хорошо и поет грамотно, правильно. Чувство стиля, врожденная музыкальность и мелкая колоратурная техника доставили в ее пении истинное удовольствие: вокалистка вовсе не пыталась показать свой, несомненно, красивый голос, но создавала изысканно утонченный лирический образ в соответствии с задачами музыкального стиля. С его сменой в куплетах Адели сменился и стиль исполнения, но здесь уже было абсолютное попадание в десятку! Ее партнерами в терцете из «Фауста» выступили южнокорейский тенор Пак Сын Чу (лауреат I премии, 2017) и белорусский бас Александр Рославец (лауреат III премии, 2017), и этот номер стал уверенно «мощным», драматическим завершением программы.

Итак, в наших заметках возникли имена всех трех лауреатов Конкурса королевы Сони этого года, поэтому к ним и переходим. Пак Сын Чу сольно (причем, стилистически – вполне убедительно) исполнил лишь хрестоматийную каватину Фауста, но этого было достаточно, чтобы понять: диапазон его голоса приятной лирической (чуть спинтовой) фактуры досадно ограничен. Знаменитая высокая фермата была взята лишь микстом на piano, что было довольно красиво, но полновесного грудного звучания мы так и не услышали. Этот певец, обладатель голоса яркого благородного тембра, существенно более впечатлил в итальянской стихии – в дуэте Джильды и Герцога из «Риголетто» Верди.

Этот номер оказался явной удачей и украинской сопрано Русланы Коваль, которая в нынешнем году стала финалисткой не только Конкурса королевы Сони в Осло, за что была отмечена специальной премией, но и «Опералии» Пласидо Доминго в Астане (Казахстан). Драматическая наполненность звучания и техническая выучка певицы выявили в образе Джильды уверенный оптимум. Однако очарование бельканто в выходной каватине Лючии из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти нарочитым форсированием, пением «в голос» и спешным движением сквозь музыку большими вокальными скачкáми вместо мелких и неторопливых белькантовых «перебежек» оказалось задавленным: каждый раз бельканто торжественно умирало в момент своего рождения. Повтор быстрой части, чего вечно не дождешься, на сей раз был, но эффекта меломанской радости это так и не произвело…

Джованни Себастьяно Сала «помог» и сопрано франко-датского происхождения Эльзе Драйсиг (лауреату I премии, 2015), подпев в арии Виолетты из первого акта «Травиаты» Верди. Эта певица, которая помимо победы в Осло двухлетней давности, в прошлом году стала лауреатом I премии «Опералии» в Гвадалахаре (Мексика), сольно исполнила также две французские пьесы – сцену и арию «Манон» из второго акта одноименной оперы Массне, а также речитатив и арию Джульетты («арию с зельем») из «Ромео и «Джульетты» Гуно. Но это всего лишь неплохой лирический голос: «грубопомольные», выводящие за пределы академизма, поданные широким открытым звуком интерпретации не только французского, но и итальянского репертуара воззвать к меломанскому восторгу так и не смогли. Но в единственном сольном французском номере – «арии с цветком» из «Кармен» Бизе – итальянский тенор-«помощник» проявил и чувство стиля, и с наилучшей стороны показал свой неплохой лирический голос, хотя тембрально и не самый запоминающийся.

В цехе низких мужских голосов в этот вечер практически безраздельно царил бас Александр Рославец. Но необходимо отметить, что и норвежский бас-баритон Кристиан Валле (лауреат премии Ингрид Бьонер как лучший норвежский участник, 2017) буквально покорил кантиленой и стилем в сцене и арии (романсе) Банко из второго акта «Макбета» Верди (в единственном представленном им номере). И всё же белорусский бас-кантанте легко и вальяжно смог предъявить подлинное певческое мастерство, подкрепленное уверенным и полновесным звучанием великолепно развитого грудного регистра, что у басов по нынешним временам и тенденциям в эстетике пения – большая редкость!

В немецком романтическом репертуаре, в арии Каспара из первого акта «Вольного стрелка» Вебера, певец обнаружил захватывающую эмоционально-чувственную мощь, а во французском репертуаре, в популярнейших куплетах Мефистофеля из «Фауста» Гуно, – дьявольски лирическое обаяние, тончайшую музыкальность и поистине героическую изысканность мелодического рисунка. Эти куплеты вместе с арией Дона де Сильва из «Эрнани» (образцового шедевра бельканто раннего Верди) были исполнены и в финале II Международного конкурса вокалистов Евы Мартон в Будапеште (2016), и тогда они принесли певцу главную награду – Гран-при!

Через горнило Молодежной оперной программы Большого театра России Александр Рославец и Руслана Коваль прошли одновременно, вступив в нее в 2014 году, но сегодня их творческие достижения заведомо несопоставимы. В этом году в Осло еще один певец из Белоруссии, тенор Павел Петров, которого мы не услышали, получил премию финалиста, а Александр Рославец завоевал также приз за лучшее исполнение норвежской музыки.

Бренд Международного музыкального конкурса Королевы Сони у нас пока еще не на слуху. В этом году он состоялся с 8 по 18 августа, и в состав его жюри вошли Бригитта Свенден (генеральный директор и художественный руководитель Королевской оперы в Стокгольме, председатель жюри), Бен Хепнер (известный канадский драматический тенор), Софи де Линт (художественный руководитель Цюрихской оперы), Аннилиз Мискиммон (интендант Норвежского национального театра оперы и балета в Осло), Леонор Розенберг (ассоциативный художественный координатор театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, бывший директор Lindemann Young Artist Development Program), Себастьян Ф. Шварц (генеральный директор Глайндборнского фестиваля), а также Терье Стенсвольд (баритон, старожил норвежской оперной сцены, сделавший впечатляющую европейскую карьеру).

В Москве маэстро Туи, в целом, неплохо поладил и с оркестром. Плоды его усилий вряд ли особо сильно впечатлили в увертюрах к «Силе судьбы» Верди и «Кармен» Бизе, но явно порадовали в интермеццо из «Манон Леско» Пуччини, в «Вакханалии» из «Самсона и Далилы» Сен-Санса и, особенно, в увертюре к «Виндзорским проказницам» Николаи…

На фото:
Ее Величество королева Соня с финалистами, лауреатами и лучшим норвежским участником Кристианом Валле. Норвежский национальный театр оперы и балета. 2017 год (© Marius Nyheim Kristoffersen)
Торжественная церемония открытия конкурса 9 августа 2017 года в Городской ратуше Осло (© Camilla Sophie Storvollen)

реклама

вам может быть интересно

Сама по себе Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Коллективы

Симфонический оркестр Большого театра

просмотры: 1549



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть