Камерный апофеоз большого фестиваля

В Бетховенском зале Большого театра России вручены премии «Легенда»

Игорь Корябин, 15.11.2017 в 12:06

Фото: www.facebook.com/videtmusiky/

Церемония торжественного закрытия II фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», если говорить о программе сопутствующего ей гала-концерта, была абсолютно не похожа на финал прошлого года. Тогда на сцене Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко он предстал многоплановой феерией большого помпезного стиля. В этом году закрытие состоялось 3 ноября, и сама площадка – Бетховенский зал Большого театра России – диктовала заведомо камерные рамки. Но на вручении премий «Легенда» атмосфера теплоты и доброжелательности, царившая без малейшей тени так модной сегодня нарочито глянцевой пафосности, осталась неизменной и на сей раз.

Номера гала-концерта чередовались с награждением лауреатов (ведущий вечера – Сергей Коробков), но и сама программа, распавшаяся на два музыкальных блока, была выстроена по принципу чередования. Один блок, музыкальным руководителем которого стал Алексей Гориболь, составили романсы Петра Ильича Чайковского (1840–1893). Подготовку блока старинной музыки взял на себя специалист по эпохе Ренессанса и барокко, британский маэстро Эндрю Лоуренс-Кинг. В него вошли фрагменты опусов для театра «раритетного» испанца Хуана Идальго де Поланко (1614–1685), известнейшего британца Генри Пёрселла (1659–1695), «обританившегося» немца Георга Фридриха Генделя (1685–1759), всё еще мало известного у нас итальянца Леонардо Винчи (1690–1730), а также пара фрагментов из композиторских опусов самогó Эндрю Лоуренса-Кинга.

Хотя речь идет о фрагментах из опер, партитуры которых весьма продолжительны и монументальны (опусы Генделя – ровно половина зарубежной программы), камерность их стиля, по сравнению с оперным романтизмом XIX века, очевидна. Режиссером вечера выступил президент Ассоциации музыкальных театров, художественный руководитель МГАДМТ им. Н.И. Сац Георгий Исаакян. Помимо камерной группы Оркестра этого театра в концерте приняли участие Елизавета Алексеева (барочная гитара, теорба) и Анна Тончева (барочная гитара). Как и в прошлый раз, основополагающей идеей оказалось стремление собрать на одной сцене представителей разных музыкальных театров России и даже ближнего зарубежья, пусть оно и было представлено лишь театром «Астана Опера» (Казахстан). И в этом контексте, пожалуй, был важен не столько сам концерт, подаривший широкую и яркую палитру восхитительных впечатлений, сколько братская солидарность, цеховое единение певцов из музыкальных театров нашей – и не только нашей – страны.

В русском камерном блоке партию фортепиано исполнил Алексей Гориболь. Одно лишь исключение – романс «День ли царит» на слова Алексея Апухтина, академично, но безэмоционально сухо представленный Елизаветой Соиной (театр «Новая Опера», Москва) под аккомпанемент Дмитрия Сибирцева. Поразительно тонкое музыкальное слияние в дуэте «Рассвет» на слова Ивана Сурикова продемонстрировали Мария Лобанова и Анна Бондаревская (Большой театр). Чувственно-тонкую, волнующую ауру живых лирико-романтических настроений в романсе «Кабы знала я» на слова Алексея Толстого создала интерпретация Татьяны Ереминой (Музыкальный театр Краснодарского ТО «Премьера»).

Трогательно-нежно, акварельно-прозрачно романс «Я тебе ничего не скажу» на стихи Афанасия Фета прозвучал в исполнении Батчимэг Самбуугийн (Бурятский театр оперы и балета). Искренне живой эмоциональностью жанрово-игровой зарисовки флорентийскую песню «Пимпинелла» на итальянский текст самогó композитора уверенно наполнила Марина Демидова (Саратовский театр оперы и балета). С необычайной изысканностью и музыкальным благородством романс «То было раннею весной» на слова Алексея Толстого провел Александр Михалёв (Красноярский театр оперы и балета). В ярко-хрестоматийном, прочно заученном слухом романсе «Я ли в поле да не травушка была» на слова Ивана Сурикова Екатерина Краснова (Ростовский музыкальный театр) смогла убедить свежестью незаштампованного, поистине театрального прочтения.

В блоке старинной оперы Эндрю Лоренс-Кинг музицировал на барочной арфе и клавесине. Его открыли терпкие, энергично-фактурные оркестровые фрагменты из оперы Де Поланко «Любовь убивает» (ударные – Илья Кирилличев). Глубоко прочувствованным и стильным погружением в ткань вокально-инструментальной композиции «Music for a while» Пёрселла на слова Джона Драйдена (второй части из музыки к спектаклю «Эдип» по мотивам трагедии Софокла) пленила интерпретация версии для сопрано (Наталья Буклага, Пермский театр оперы и балета) и клавесина (Эндрю Лоренс-Кинг). Оперный раритет «Катон в Утике» Винчи был представлен арией Марции в редакции Эндрю Лоренса-Кинга: она прозвучала в прелестном исполнении Ларисы Поминовой («Санкт-Петербург Опера»).

Музыка самогó Эндрю Лоренса-Кинга внесла в программу вечера неожиданные, но, несомненно, любопытные краски. Фрагмент «Сауна» из оперы «Калевала», над стилем которой надо еще, как говорится, поломать голову, прозвучал в номинально корректном, довольно интересном исполнении Анастасии Бондаревой и Тараса Ясенкова. А просто арию из оперного проекта «“Ариадна”– в поисках утраченного» Академии старинной оперы «Opera Omnia», представленного в рамках офф-программы II фестиваля «Видеть музыку», мы услышали в исполнении Марии Козловой (расшифровка принадлежности этого фрагмента персонажу оперы в зрительской программке загадочно отсутствовала).

С исполнением оперной музыки Генделя, переживающей сегодня свой репертуарный бум и на протяжении последних лет ощущения былой эксклюзивности не вызывающей, несмотря на то, что нам ее еще открывать и открывать, ситуация была подчеркнуто ровная, стилистически уверенная, добротная. Три ее фрагмента стали данью памяти итальянской опере-сериа: арию Зороастра из «Роланда» исполнил Андрей Блаховский (Музыкальный театр Республики Карелия), арию Альмирены из «Ринальдо» – Ирина Янцева (Самарский театр оперы и балета), арию Морганы из «Альцины» – Альбина Файрузова (МГАДМТ им. Н.И. Сац, Центр оперного пения Галины Вишневской).

При этом весьма странная метаморфоза случилась с дуэтом главных героев «Happy we!» из англоязычной маски (пасторальной оперы) «Ацис и Галатея». Хотя теноровый голос из него исчез, а номер превратился в арию сопрано, из того, что осталось, создать музыкально-жизнерадостную картинку светлого беззаботного ликования простодушно-наивной нимфы Ольга Шуршина (театр «Зазеркалье», Санкт-Петербург) смогла блестяще! Но финальную – и наиболее значительную! – точку в «сюите» арий Генделя этого вечера поставила молодая, фантастически талантливая Диляра Идрисова (Башкирский театр оперы и балета): ария Иолы из англоязычной музыкальной драмы (оратории) «Геркулес» была безукоризненно исполнена ею по всем правилам высшего барочного пилотажа!

В этом номере за дирижерский пульт встал Артем Макаров (Башкирский театр оперы и балета). Он и Диляра Идрисова запомнились по великолепной постановке этого театра, показанной в Москве в рамках фестиваля прошлого года: речь как раз о «Геркулесе» Генделя, просто на смену оригинальному римскому названию опуса пришло греческое: авторским титлом спектакля Георгия Исаакяна был «Геракл». Маэстро из Башкирии весьма эффектно провел и популярнейший опус Каччини «Ave Maria», в котором мы услышали драматически волевое, мощное, но музыкально кантиленное, построенное на чувственных контрастах вокальных оттенков исполнение Жупар Габдуллиной («Астана Опера»).

В прошлый раз лауреатами премии «Легенда» стали пятеро номинантов. В этом году – лауреатов шесть! Народная артистка Белорусской ССР Наталия Гайда (сопрано) – символ и немеркнущая звезда белорусской оперетты. Народный артист РФ Александр Выскрибенцев – звезда-премьер Новосибирского театра музыкальной комедии. Народная артистка РСФСР и Башкортостана Леонора Куватова – звезда балета, художественный руководитель балетной труппы Башкирского театра оперы и балета. Народная артистка СССР Анегина Ильина (меццо-сопрано) – звезда, живая легенда Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). Народная артистка РСФСР Лидия Захаренко (сопрано) – звезда Московского академического музыкального театра. Наконец, народный артист СССР Владимир Федосеев – выдающийся русский дирижер, художественный руководитель Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского.

Закрытие фестиваля состоялось, премии «Легенда» торжественно вручены, но, как и в прошлом году, после этого осталось и одно постфестивальное событие. Тогда был «Князь Игорь» Бородина на Исторической сцене Большого театра России в постановке Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия). А на сей раз на сцене МГАДМТ им. Н.И. Сац 14 ноября московской публике предстоит встреча с нашим отечественным раритетом – оперой «Кавказский пленник» Цезаря Кюи в постановке Красноярского театра оперы и балета, а это значит, что фестивальная интрига по-прежнему сохраняется...

Фото: www.facebook.com/videtmusiky/

реклама

вам может быть интересно

Три сердца — три льва Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

Театры и фестивали

Бетховенский зал Большого театра

Персоналии

Владимир Федосеев

просмотры: 1032



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть