Кинопарад оперы в калейдоскопе стилей

Новый сезон трансляций из «Met» открывается 7 октября

Проект «The Met: Live in HD» уверенно шествует по планете, ежегодно привлекая под свои знамена огромную армию меломанов всего мира: сегодня им охвачены более 2000 кинотеатров в 71 стране мира. С момента рождения этого проекта сезон 2017/2018 – двенадцатый, а с момента начала прямых трансляций на Россию – седьмой. Программа кинотрансляций из нью-йоркского театра «Метрополитен-опера», как и в прошлые годы, интересна и разнообразна, и в этом сезоне также можно найти оперы едва ли не на любой вкус! Из десяти названий в корзине бельканто – четыре, и новому киносезону новая постановка «Нормы» Беллини, осуществленная итальянским дирижером Карло Рицци и проверенным режиссером-«классиком» из Шотландии Дэвидом МакВикаром, обещает дать заведомо мощный старт: в проекте «The Met: Live in HD» это название возникает впервые.

Меломанам, безусловно, интересно сравнить новую постановку с той, что открывала сезон кинопоказов 2016/2017 из лондонского театра «Ковент-Гарден». В роли Поллиона – по-прежнему мальтийский тенор Джозеф Каллейя, но в партиях Нормы и Адальджизы – на сей раз свои американские звезды: сопрано Сондра Радвановски, «мощноголосая королева» вердиевского репертуара, делающая довольно неожиданную вылазку, кажется, на самый передовой рубеж бельканто, и меццо-сопрано Джойс ДиДонато, блистательная, роскошная, поистине недосягаемый мастер этого стиля.

Три других шедевра бельканто – старые добрые постановки вечно современного классически-традиционного кроя. Одна из них – вдохновенное детище Бартлета Шера: это «Любовный напиток» Доницетти, испить который мы уже имели огромное удовольствие в сезоне 2012/2013. И на сей раз в теноровой партии простака Неморино – очаровательный «итальянский» американец Мэтью Поленцани. Для молодого дирижера из Венесуэлы Доминго Хиндояна эта постановка станет дебютом в «Met», а ее новой вокально-артистической изюминкой – знаменитый итальянский бас Ильдебрандо Д’Арканджело в партии шарлатана Дулькамары.

Монументально-эпическая «Семирамида» Россини (режиссер – Джон Копли) и один из признанных шедевров бельканто раннего Верди «Луиза Миллер» (режиссер – Элайджа Мошински) – давние знаменитые постановки из «золотой коллекции» главного оперного театра Америки. Однако из своего архивного арсенала театр «Метрополитен-опера» не востребовал их так давно (особенно – «Семирамиду»), что казалось, будто обе они канули в Лету. Но к огромной радости меломанов, это не так: и ту, и другую мы увидим в новом киносезоне. Американская сопрано Анжела Мид, знакомая нам по концертному исполнению «Гермионы» Россини, в опере «Семирамида» предстанет в партии главной героини. Ее сюжетным «оппонентом» в партии злодея Ассура будет всемирно известный отечественный бас Ильдар Абдразаков, каждая встреча с которым – вживую или на оперном киноэкране – всегда дарит незабываемый праздник.

В составе «Луизы Миллер» помимо тройки громких звездных имен – болгарской сопрано Сони Йончевой (Луиза), польского тенора Петра Бечалы (Рудольф) и вездесущего испанца Пласидо Доминго, бывшего тенора, давно уже поющего баритоном (Миллер), – значится и тройка певцов из России. Это меццо-сопрано Олеся Петрова (Федерика) и два замечательных русских баса: дебютирующий в «Met» Александр Виноградов (Вальтер) и уже не новичок этой сцены Дмитрий Белосельский (Вурм). Место за дирижерским пультом «Семирамиды» займет опытнейший итальянский маэстро Маурицио Бенини, а «Луизу Миллер» в свои надежные дирижерские руки возьмет Джеймс Левайн, выдающийся американский маэстро, поистине живая легенда театра «Метрополитен-опера».

С его именем связаны еще два кинопоказа нынешнего сезона – впервые транслируемая в рамках обсуждаемого проекта «Волшебная флейта» Моцарта и новая постановка «Тоски» Пуччини. Ее осуществит уже знакомый нам Дэвид Маквикар. В ее любовно-драматическом треугольнике – имена упомянутой выше болгарки Сони Йончевой, сладкоголосого тенора-итальянца Витторию Григорло и могучего баса-уэльсца Брина Терфеля. Этот киносезон представит еще один опус Моцарта (новую постановку оперы для эстетов «Так поступают все женщины») и еще один опус Пуччини (неувядаемую «народную» «Богему» в помпезно-реалистичном режиссерском и сценографическом прочтении знаменитого Франко Дзеффирелли). Имя Сони Йончевой, международная карьера которой сегодня развивается просто гигантскими темпами, возникает в анонсе уже в третий раз: в «Богеме» она предстанет в образе несчастной Мими, а ее мечтательно-романтическим Рудольфом станет тенор Майкл Фабиано, еще один американец с явно итальянской фамилией.

Программа кинотрансляций нынешнего сезона включает в себя и один мегапроект, связанный с современной оперой. Априори подобные эксперименты у меломанов всегда вызывают скепсис, но, как говорится, для ассортимента музыкального стола они тоже ведь нужны! Речь идет об опере невероятно модного сегодня английского композитора Томаса Адéса «Ангел-истребитель». Ее премьера состоялась в прошлом году на Зальцбургском фестивале (за дирижерским пультом находился сам автор). Дебют Томаса Адéса в «Met» в качестве дирижера – его предыдущая опера «Буря» на сюжет одноименной пьесы Шекспира (ее мы «имели счастье» увидеть в киносезоне 2012/2013). С «Ангелом-истребителем» история повторится: во главе оркестра снова будет автор. Парадокс с новой оперой этого композитора заключен уже в самóм более чем странном выборе сюжета, который отсылает к заведомо сюрреалистичному сценарию одноименного фильма Луиса Бунюэля (1962) с большим количеством сюжетно-значимых персонажей. Хотя и номинативно, но всё же интересно, что из всего этого получится…

К итальянской, немецкой и английской суперсовременной опере в этом сезоне добавляется и один прелестный французский раритет – опера «Золушка» Массне. Ее премьера на сцене Opéra-Comique в Париже состоялась 24 мая 1899 – почти в конце XIX века, когда XX век, кажется, спешил наступить на пятки своему предшественнику. Даже в такой хорошо всем известной милой сказке, даже в такой светлой и беззаботно лирической партитуре уже подспудно проступают новые драматические акценты, возникает смешение музыкальных стилей и намеренная стилизация «одного под другое», что для эпохи fin de siècle – дело обычное и понятное. Эта опера явно не на слуху, так что отказываться от возможности услышать ее хотя бы дистанционно, а не в театре, вряд ли правильно, тем более что в партии главной героини нам снова обещают несравненную Джойс ДиДонато, которая эту партию в той же самой постановке сначала исполнила и на других сценах.

Информацию о кинотеатрах в каждом городе, охваченном трансляциями, о репертуаре, о датах показов (в том числе и повторных) и времени начала сеансов можно узнать на официальном сайте Арт-объединения «CoolConnections»: всё как обычно. Информация по всем показам может быть найдена и на аффилированном сайте проекта «TheatreHD». В рамках проекта «The Met: Live in HD» осуществляются, как всегда, прямые трансляции субботних дневных спектаклей, и программа киносезона 2017/2018 ниже приводится в хронологическом порядке:

1. В. Беллини. «Норма» (7 октября 2017 года в 19:55)
Постановщики: Дэвид МакВикар (режиссура), Роберт Джонс (сценография), Мориц Юнге (костюмы), Паула Констэбл (свет)
Исполнители: Карло Рицци (дирижер); Сондра Радвановски (Норма), Джойс ДиДонато (Адальджиза), Джозеф Каллея (Поллион), Мэтью Роуз (Оровез)
Новая постановка к открытию сезона. Дата премьеры – 25 сентября 2017 года. Первая трансляция этой оперы в формате HD

2. В. А. Моцарт. «Волшебная флейта» (14 октября 2017 года в 19:55)
Постановщики: Джули Теймор (режиссура и костюмы), Георгий Цыпин (сценография), Дональд Холдер (свет), Джули Теймор и Майкл Кэрри (куклы), Марк Денди (хореография)
Исполнители: Джеймс Левайн (дирижер); Голда Шульц (Памина), Кэтрин Льюик (Царица ночи), Чарльз Кастроново (Тамино), Маркус Верба (Папагено), Рене Папе (Зарастро), Кристиан Ван Хорн (Оратор)
Первая трансляция этой оперы в полной версии на языке оригинала (немецком) в формате HD

3. Т. Адéс. «Ангел-истребитель» / «The Exterminating Angel» (18 ноября 2017 года в 20:55)
Постановщики: Том Кэрнс (режиссура, либретто на английском языке в соавторстве с композитором по сценарию Луиса Бунюэля и Луиса Алькорисы одноименного фильма режиссера Луиса Бунюэля 1962 года), Хильдегард Бехтлер (сценография и костюмы), Джон Кларк (свет), Тэл Ярден (дизайн видеопроекций), Амир Хосенпур (хореография)
Исполнители: Томас Адéс (дирижер); Одри Луна (Летисия Мэйнар), Аманда Эхалас (Лусия де Нобиле), Салли Мэтьюс (Сильвия де Авила), Софи Беван (Беатрис), Элис Кут (Леонора Пальма), Кристин Райс (Бланка Дельгадо), Йестин Дэвис (Франсиско де Авила), Джозеф Кайзер (Эдмундо де Нобиле), Фредерик Антун (Рауль Эбенес), Давид Портильо (Эдуардо), Дэвид Адам Мур (Полковник Альваро Гомес), Род Гилфри (Альберто Рок), Кевин Бёрдет (Сеньор Рассел), Кристиан Ван Хорн (Хулио), Джон Томлинсон (Доктор Карлос Конде)
Американская премьера. Премьера театра «Метрополитен-опера». Дата премьеры – 26 октября 2017 года. Первая прямая трансляция этой оперы в формате HD. Совместный заказ и совместная постановка с Зальцбургским фестивалем (Австрия), Королевской оперой «Ковент-Гарден» (Лондон) и Королевской оперой Дании (Копенгаген). Мировая премьера – 28 июля 2016 года под управлением автора (Зальцбургский фестиваль). Первая трансляция этой оперы в формате HD

4. Дж. Пуччини. «Тоска» (27 января 2018 года в 20:55)
Постановщики: Дэвид МакВикар (режиссура), Джон Макфарлейн (сценография и костюмы), Дэвид Финн (свет), Леа Осман (сценическое движение)
Исполнители: Джеймс Левайн (дирижер); Соня Йончева (Тоска), Витторио Григоло (Каварадосси), Брин Терфель (Скарпиа), Патрик Карфицци (Ризничий)
Новая постановка. Дата премьеры – 31 декабря 2017 года

5. Г. Доницетти. «Любовный напиток» (10 февраля 2018 года в 20:00)
Постановщики: Бартлет Шер (режиссура), Майкл Йерган (сценография), Кэтрин Зубер (костюмы), Дженнифер Типтон (свет)
Исполнители: Доминго Хиндоян (дирижер); Притти Йенде (Адина), Мэтью Поленцани (Неморино), Давиде Лучано (Белькоре), Ильдебрандо Д’Арканджело (Дулькамара)

6. Дж. Пуччини. «Богема» (24 февраля 2018 года в 20:30)
Постановщики: Франко Дзеффирелли (режиссура и сценография), Питер Дж. Холл (костюмы), Джил Уэкслер (свет), Грегори Келлер (возобновление постановки)
Исполнители: Марко Армильято (дирижер); Соня Йончева (Мими), Сюзанна Филлипс (Мюзетта), Майкл Фабиано (Рудольф), Лукас Мичем (Марсель), Алексей Лавров (Шонар), Мэтью Роуз (Коллен), Пол Плишка (Бенуа/Альциндор)

7. Дж. Россини. «Семирамида» (10 марта 2018 года в 20:55)
Постановщики: Джон Копли (режиссура), Джон Конклин (сценография), Майкл Стеннет (костюмы), Джил Уэкслер (свет) Исполнители: Маурицио Бенини (дирижер); Анжела Мид (Семирамида), Элизабет ДеШонг (Арзаче), Хавьер Камарена (Идрено), Ильдар Абдразаков (Ассур), Райан Спидо Грин (Орой)
Возобновление постановки после 25-летнего перерыва (премьера – 30 ноября 1990 года, последнее представление – 16 января 1993 года, 19 представлений). Дата нынешнего возобновления – 19 февраля 2018 года. Первая трансляция этой оперы в формате HD

8. В. А. Моцарт. «Так поступают все женщины» (31 марта 2018 года в 19:55)
Постановщики: Фелим МакДермот (режиссура), Том Пай (сценография), Лора Хопкинс (костюмы), Паула Констэбл (свет)
Исполнители: Дэвид Робертсон (дирижер); Аманда Майески (Фьордилиджи), Серена Мальфи (Дорабелла), Келли О’Хара (Деспина), Бен Блисс (Феррандо), Адам Плахетка (Гульельмо), Кристофер Мальтман (Дон Альфонсо)
Новая постановка. Дата премьеры – 15 марта 2018 года. Совместная постановка с Английской национальной оперой

9. Дж. Верди. «Луиза Миллер» (14 апреля 2018 года в 19:30)
Постановщики: Элайджа Мошински (режиссура), Санто Локвасто (сценография и костюмы), Дуэйн Шулер (свет), Кристин МакИнтайр (возобновление постановки)
Исполнители: Джеймс Левайн (дирижер); Соня Йончева (Луиза), Петр Бечала (Рудольф), Пласидо Доминго (Миллер), Александр Виноградов (Вальтер), Дмитрий Белосельский (Вурм), Олеся Петрова (Федерика)
Возобновление постановки после 12-летнего перерыва (премьера – 26 октября 2001 года, последнее представление – 1 апреля 2006 года, 17 представлений). Дата нынешнего возобновления – 29 марта 2018 года. Первая трансляция этой оперы в формате HD

10. Ж. Массне. «Золушка» (28 апреля 2018 года в 19:55)
Постановщики: Лоран Пелли (режиссура и костюмы), Барбара де Лимбург (сценография), Дуэйн Шулер (свет), Лаура Скоцци (хореография)
Исполнители: Бертран де Бийи (дирижер); Джойс ДиДонато (Золушка), Элис Кут (Принц Шарман), Стефани Блайт (Мадам де ля Альтьер), Кэтлин Ким (Фея), Лоран Наури (Пандольф)
Премьера театра «Метрополитен-опера». Дата премьеры – 12 апреля 2018 года. Оригинальная продукция Оперного театра Санта Фе (США). Совместная постановка с Большим театром «Лисеу» (Барселона), Королевской оперой «Ковент-Гарден» (Лондон), Королевским театром «Ла Монне» (Брюссель) и Оперным театром Лилля (Франция). Первая трансляция этой оперы в формате HD

реклама