Квинтет из… «Риголетто»!

«Шедевры мировой оперы» с Владимиром Федосеевым

Игорь Корябин, 14.09.2017 в 13:04

Фото: Елена КОРОЛЕВА-ВОЛОЧКОВА

Никакого квинтета в опере Верди «Риголетто», конечно же, нет, но в третьем акте, как известно, есть знаменитый квартет. В нем сюжетно сходятся голоса главных персонажей (сопрано, меццо-сопрано, тенора и баритона). Именно этот номер, удачно объединив всех участников-солистов гала-программы «Шедевры мировой оперы», представленной в Большом зале Московской консерватории 5 сентября, прозвучал как единственный, но музыкально значимый и весьма представительный бис.

В этот вечер главным виновником торжества, несомненно, стал маэстро Владимир Федосеев,

привычно занявший место за дирижерским пультом возглавляемого им Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского. В межсезонье, ровно месяц назад со дня концерта, выдающийся русский дирижер отметил свое 85-летие, и в числе посвященных сему юбилею мероприятий нового концертного сезона названное событие – первое. В силу этого – вовсе нисколько даже не опрометчиво! – мы и говорим о «квинтете» исполнителей во главе с юбиляром.

Роскошный «звездный» квартет отечественных певцов-солистов, давно снискавший восторги как своей, так и зарубежной публики, составили сопрано Альбина Шагимуратова, меццо-сопрано Агунда Кулаева, тенор Алексей Татаринцев и баритон Василий Ладюк (имена, меломанам хорошо известные и в представлении не нуждающиеся).

Основной блок весьма насыщенного и продолжительного концерта в двух отделениях (первое – русское, второе – западноевропейское) пришелся на оперные арии и несколько в меньшей степени – на дуэты из опер. А собственно оркестровых номеров в программе вечера было предусмотрено всего два: «Похвала пустыне» (вступление к опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») и интермеццо из оперы Масканьи «Сельская честь». В них маэстро-юбиляр, репертуарным коньком которого всегда, естественно, был и остается русский классический репертуар XIX века, во всеоружии вдохновенного мастерства и богатейшего творческого опыта предстал и на сей раз.

В качестве коллективного участника вечера был задействован Большой хор «Мастера хорового пения»

(художественный руководитель – Лев Конторович), и монументальная симфонически-хоровая фреска «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь» вылилась в мощную кульминацию-апофеоз русского отделения.

Хоровой пласт возник и в западноевропейском блоке: его триумфально открыл «Триумфальный марш» из оперы Верди «Аида». Хоровой поддержкой было обеспечено и восхитительное, стилистически точное, в плане нюансировки выверенное исполнение признанной дивой мировой оперы Альбиной Шагимуратовой известнейшей «Casta Diva» (каватины Нормы из одноименной оперы Беллини). Жалко лишь, что при наличии хора и такого грандиозного исполнения мы не услышали выход Нормы полностью – с завершающей его бравурной кабалеттой.

Но блеснуть подвижностью голоса и феноменальной колоратурной техникой певица легко смогла в каватине Людмилы из первого акта оперы Глинки «Руслан и Людмила». А представленная ею ария Снегурочки из пролога одноименной оперы Римского-Корсакова не только растопила сердца меломанов, но и – после июньской премьеры этой оперы в Большом театре России – заставила взгрустнуть:

такая роскошная Снегурочка главной музыкальной сцене страны может лишь только сниться!

В программе концерта Альбина Шагимуратова приняла также участие в исполнении трех дуэтов: Адины и Неморино из первого акта «Любовного напитка» Доницетти (с Алексеем Татаринцевым), Розины и Фигаро из первого акта «Севильского цирюльника» Россини (с Василием Ладюком), Лакме и Малики из первого акта «Лакме» Делиба (с Агундой Кулаевой).

Если первые два дуэта прозвучали ожидаемо добротно, на очень высоком профессиональном уровне, то помимо этого акварельно-нежный «цветочный дуэт» сопрано и меццо-сопрано, в котором голоса певиц изумительно сливались в филигранно-тонкое кружево, просто умиротворил, восхитил, очаровал…

Агунда Кулаева, одна из ярчайших звезд нового поколения певцов Большого театра, разнопланово ярко, драматически экспрессивно предстала и в сольных номерах – в арии Любаши из второго акта «Царской невесты» Римского-Корсакова и в романсе Сантуццы из «Сельской чести» Масканьи. Другие психологические пласты ее самобытного вокально-актерского дарования проступили как в дуэте Любаши и Грязного из первого акта «Царской невесты» (с Василием Ладюком), так в дуэте Кончаковны и Владимира Игоревича из второго акта оперы Бородина «Князь Игорь» (с Алексеем Татаринцевым).

Последний сольно представил каватину Владимира Игоревича из второго акта, а также популярнейшее ариозо Вертера из третьего акта одноименной оперы Массне, найдя в прорисовке мини-портретов каждого из героев удивительно светлые, но стилистически индивидуальные вокальные краски.

Особой тонкостью и акцентированной изысканностью отличались и музыкальные портреты, нарисованные Василием Ладюком.

Речитатив и ария Грязного из первого акта – то, что сегодня в исполнении певца можно услышать лишь в рамках концерта. Для него это своего рода репертуарный эксперимент, но эксперимент чрезвычайно обнадеживающий, удачный. Это относится и к его дуэту с Любашей. И всё же особой царственностью белькантовой отделки певец покорил в двухчастной развернутой арии Альфонсо из второго акта оперы Доницетти «Фаворитка». На волне музыкального драйва баритон Василий Ладюк и тенор Алексей Татаринцев сошлись также в мужском романтическом дуэте – дуэте Зурги и Надира из первого акта «Искателей жемчуга» Бизе.

Юбилейный концерт Владимира Федосеева, БСО им. П.И. Чайковского, Большого хора «Мастера хорового пения» и квартета первоклассных солистов, пристальное внимание которым было уделено выше, стал одним из ярчайших событий на старте нового концертного сезона.

Фаворитов среди певцов-солистов в этот вечер просто не было: отдать предпочтение кому-то одному из них было невозможно.

Был целый «звездный» квартет, превратившийся с маэстро-дирижером в квинтет. На таком масштабном и качественном оперном гала в стенах Большого зала Московской консерватории присутствовать не доводилось, пожалуй, уже довольно долгое время – и послевкусие от этой впечатляющей оперной феерии в сердцах благодарных меломанов, безусловно, сохранится надолго!

реклама

вам может быть интересно

У Певческого моста Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть