Двадцать один гол в ворота бельканто!

Большой «концерт-матч» в честь Зураба Соткилавы

Автор фото — Владимир Вяткин

День проведения мероприятия — 9 июня 2017 года. Площадка — Большой зал Московской консерватории. Организатор — Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой», выступивший в сотрудничестве с Благотворительным фондом «Под флагом добра» и футбольно-музыкальным фестивалем «Арт-футбол».

Сочетание необычное? Отнюдь нет, хотя на сей раз сопутствующая музыкальная программа в рамках спортивных состязаний – Чемпионата мира по футболу среди артистов – впервые приобрела классическую ноту академизма. Об этом уже говорило и само место проведения концерта, ведь Большой зал Московской консерватории, как известно, по праву считается лучшей академической концертной площадкой столицы.

Но каков повод соединения футбола с именем всемирно известного лирико-драматического тенора, одного из ярчайших представителей плеяды золотых голосов Большого театра России? Ответ прост: в молодости певец был капитаном юниорской сборной Грузии, которой удалось выиграть чемпионат СССР, выступал за одну из сильнейших команд высшей лиги – тбилисское «Динамо». В марте этого года Зураб Соткилава – профессор Московской консерватории, народный артист СССР, народный артист Грузинской ССР, почетный член Болонской академии музыки, избранный в нее «за блестящую трактовку произведений Верди», – отметил свое 80-летие.

Глубоко символично, что юбилейное приношение мастеру как раз и состоялось под эгидой Чемпионата мира по футболу среди артистов: в нынешнем году с 3 по 12 июня он прошел уже в 7-й раз. Все средства, вырученные от концерта, были адресно направлены на лечение детей, нуждающихся в дорогостоящей медицинской помощи, а сам гала-вечер невольно вызвал ассоциацию с дружеским состязанием: каждый из его двадцати одного номера оказался сродни музыкальному голу. Но голы бывают разные: как ординарные, возможно, даже случайные, так и красивые, мастерски забитые по всем правилам искусства футбола. Точно так же обстояли дела и на музыкальном Олимпе в рамках обсуждаемого юбилейного приношения «Vivat Соткилава!».

На этом «концерте-матче» приятно удивил главный «коллективный аккомпаниатор» – Тюменский филармонический оркестр, за пультом которого весь вечер находился его художественный руководитель и главный дирижер Евгений Шестаков. Из двух прозвучавших оперных увертюр – к «Руслану и Людмиле» Глинки и «Сороке-воровке» Россини – наиболее удалась первая, а интерпретации Россини, представленной вполне добротно и качественно, всё же ощутимо недоставало рафинированности, тонкой выделки изящного стиля. Зато весьма эффектным и запоминающимся подарком маэстро Шестакова юбиляру стало исполнение зажигательной лезгинки из балета Хачатуряна «Гаянэ».

Мы назвали сценический подиум Большого зала Московской консерватории воротами бельканто, ибо вокальная оперная составляющая являлась в этот вечер главной: опера – то святое и высоко одухотворенное искусство, которому на протяжении всей своей карьеры беззаветно служил Зураб Соткилава. Однако к академическому вокалу примкнули на концерте и родственные музыкальные субстанции – так называемый «легкий» вокально-оркестровый жанр и сольное инструментальное исполнительство. Увы, номера в «легком» жанре откровениями не стали, хотя дуэт солистов «Московской оперетты» – баритонов Ивана Викулова и Павла Иванова, распевших на два голоса арию принца Су Чонга из «Страны улыбок» Легара, – отчасти смог внушить определенную толику оптимизма.

Выступления же зарубежных певиц-сопрано – Кьяры Харви (Великобритания) с композицией «Se» Морриконе из кинофильма «Новый кинотеатр “Парадизо”» и Мирки Партловой (Словакия) с композицией «Memory» Уэббeра из мюзикла «Кошки» – можно было лишь принять к свéдению: это явно была, что называется, игра не по тем воротам.

Наряду с этим выступления солистов-инструменталистов стали подлинным украшением программы. Маститый Даниил Крамер блестяще сыграл два фрагмента («Снежинки» и «Быстрое движение») из Сюиты для фортепиано с оркестром Цфасмана. Не отставали от него в виртуозности и молодые музыканты: Карен Шахгалдян (Армения) исполнил Интродукцию и тарантеллу для скрипки с оркестром Сарасате, а Йохан Рандвере (Эстония) представил финал (четвертую часть) Первого концерта для фортепиано с оркестром Листа.

Впечатляющие голы в ворота бельканто уверенно забила пятерка значимых форвардов московской оперной команды. Тенор Станислав Мостовой (солист Большого театра России) лихо расправился с убойными верхами в знаменитой арии Тонио из «Дочери полка» Доницетти. В романсе Неморино из «Любовного напитка» этого же корифея бельканто XIX века тенор Игорь Морозов (солист «Геликон-оперы») сумел донести до слушателей щемящее очарование проникновенной итальянской кантилены. Подлинную страсть и культуру пения в плаче Федерико из «Арлезианки» Чилéа продемонстрировал тенор Владимир Дмитрук (солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко).

Тенор Алексей Татаринцев и баритон Василий Ладюк (известные солисты «Новой Оперы», приглашенные солисты Большого театра) покорили публику высшим вокальным пилотажем в музыке Верди и Россини: первый с изящной легкостью и благородством исполнил песенку Герцога из «Риголетто», второй блеснул виртуозностью фиоритур и артистическим шармом в каватине Фигаро из «Севильского цирюльника».

Буквально на грани академизма и эстрадности прозвучали два сольных номера, распетые на несколько голосов. Знаменитой и суперпопулярной арии Калафа из оперы «Турандот» Пуччини «досталось» от секстета участников арт-проекта «Тенорá XXI века» (художественный руководитель – Дмитрий Сибирцев). В этот ансамбль вошли Дмитрий Бобров, Александр Богданов, Александр Захаров, Станислав Мостовой, Максим Пастер и Александр Скварко. А «Влюбленного солдата» Каннио распели на четыре голоса Игорь Морозов, Иван Викулов, Павел Иванов и Владимир Дмитрук. Подобные «развлечения» с массовостью, несмотря на их довольно сомнительную художественную ценность, широкой публикой всегда воспринимаются на ура. Естественно, на ура было и на сей раз.

Зарубежные гостьи программы Наташа Расич (Сербия) и Мелинда Хейтер (Венгрия), подвизавшиеся в академическом репертуаре, были заявлены как меццо-сопрано. Однако на поверку обе, что в последнее время далеко не редкость, предстали всего лишь латентными сопрано. И если первая, отважно взявшись за арию Изабеллы «Cruda sorte!» из «Итальянки в Алжире» Россини, в заветные ворота бельканто, как ни старалась, так и не попала, то вторая с незамысловатыми фигурациями арии Дорабеллы «È amore un ladroncello» из «Così fan tutte» Моцарта справилась вполне прилично.

Неожиданным, но весьма достойным сюрпризом вечера стала филиграннейшая интерпретация дуэта Лакме и Малики из оперы Делиба «Лакме» ученицами Зураба Соткилавы – сопрано Александрой Сенниковой и меццо-сопрано Вероникой Ершовой (партия фортепиано – Феодосия Миронова).

В исполнении сопрано Елены Гусевой (солистки Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко) вполне добротно (но не более того) прозвучало дежурное ариозо Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, а подлинным вокальным бриллиантом программы стала хрестоматийная хабанера из «Кармен» Бизе в исполнении роскошной солистки Большого театра России Агунды Кулаевой. Сей музыкальный гол оказался забитым уже мастерски безупречно!

На необычном «концерте-матче» с красноречиво говорящим за себя названием «Vivat Соткилава!» этот гол по красоте и технике своего проведения по праву стал главным достижением женской «артистической сборной». Но дружба коллег по творческому цеху побеждает всё, и поэтому сомневаться в искренности дружеских чувств и расположении каждого участника вечера к юбиляру, который присутствовал на концерте в директорской ложе, не было ни малейшего основания!

Автор фото — Владимир Вяткин

реклама