Памяти друга

Скончался композитор Юрий Алябов

Композитор Юрий Алябов

Юрий Алябов был поразительно одухотворенным, я бы даже сказал, «солнечным» композитором, разносторонним художником-энциклопедистом от музыки, редким по нынешним временам мелодистом, по-особому тонко ощущавшим высокое созидательное предназначение искусства. Он был подлинным интеллектуалом, человеком необычайной душевной красоты и щедрости, образцом нравственного совершенства. Он был воплощением интеллигентности и благородства. Его не стало 16 февраля нынешнего года: скорбная весть застала врасплох – и смириться с ней невозможно! Этот талантливейший человек и друг, светлая память о котором останется в моем сердце навсегда, ушел из жизни на 60-м году – ушел несправедливо рано, многого не успев завершить, многого не успев досказать, многого не успев допеть…

Однако сделано им немало: его музыка – а ей он искренне и беззаветно служил всю свою жизнь – продолжает звучать в многочисленных кинофильмах и театральных постановках, продолжает звучать в сердцах тех, кому довелось соприкоснуться с его творчеством. Говоря о Юрии Алябове как о друге, я, прежде всего, имею в виду, что с ним мы были единомышленниками и коллегами в сфере музыки, ведь помимо композиторской деятельности он был хорошо известен как превосходный публицист и музыкальный критик. Сразу же вспоминаются его яркие статьи и колонки в «Литературной газете», затрагивающие актуальные проблемы музыкальной культуры. Вспоминаются его компетентные рецензии и интервью, опубликованные на интернет-ресурсах Belcanto.ru и Operanews.ru. При этом вспоминаются не только его высокие профессиональные, но и человеческие качества: открытость, отзывчивость, врожденная скромность и обаяние, удивительная способность дарить сердечное тепло и дружбу – такую дружбу, на прочность которой не в силах посягнуть никакие жизненные катаклизмы.

Юрий Алябов родился 15 января 1958 года в Кишиневе (Молдова). Окончил Кишиневское музыкальное училище. Получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Молдова, трижды становился лауреатом телевизионной премии «Тэффи». В когорту московских композиторов влился, обосновавшись вместе с семьей в Подмосковье. В России, Молдове, Италии, Германии, США, Израиле и Швейцарии им записаны десятки альбомов и компакт-дисков в самых разных жанрах инструментально-камерной, эстрадной, джазовой и этнической музыки. Музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям оказалась весьма обширной и внушительной сферой его профессиональной деятельности, однако в последние годы композитор стал целенаправленно обращаться и к академическим жанрам.

Им написаны кантата «Песнь о русском слове» на стихи русских поэтов (для оркестра, хора, солистов и чтеца), вокально-симфоническая поэма «Путь Христа» на стихи Ю. Кузнецова, большой литературно-музыкальный цикл «Пóстриги» на стихи А. Шацкова. Снискав огромный успех, «Песнь о русском слове» стала запоминающимся событием международного фестиваля «Телекинофорум-2003» и получила приз болгарского фонда «Славяне». Отличаясь яркой индивидуальностью камерного и оркестрового письма, Юрий Алябов владел всеми приемами композиторской техники, органично сочетая традиционное инструментальное звучание с инновациями электронной музыки и этническими красками различных регионов земного шара.

Преуспел он и в песенном жанре. Наиболее известны такие его опусы, как «Ты прости нас, Родина» на стихи Ф. Радова, «Шел отец» на стихи Ю. Кузнецова, «Расстрелянная застава» и «Казачий гимн» на стихи В. Сорокина, «Янтарная смола» на стихи В. Кострова, «Умер дед» на стихи Н. Дмитриева. На особом счету музыканта – песня «Присяга» на стихи С. Каргашина из документального фильма «Создать группу “А”». Именно она стала неофициальным гимном группы «Альфа».

Важная и весьма приметная страница в творчестве композитора – сотрудничество с Московским музыкальным театром «На Басманной». Для этого коллектива он не только сделал блистательные аранжировки ряда сценических партитур, но и создал собственные оригинальные опусы. В числе последних – великолепные музыкальные сказки «Волшебная лампа Аладдина», «Кот в сапогах» и «Теремок», а также эксцентричная комедия-водевиль «Юбилей» (по А. Чехову). Зачастую маэстро сам писал и стихи для музыкальных номеров. И делал он это на том же уровне высочайшего профессионализма, что и сочинял музыку.

В свое время огромным событием в жизни театра «На Басманной» стала премьера ревю-фантазии «Любовь моя, Роз-Мари!». Ее основой послужила знаменитая американская оперетта (мюзикл) Р. Фримля и Г. Стотгарта «Роз-Мари». Создав аранжировку основной партитуры, для нового синтетического спектакля Юрий Алябов сочинил и ряд новых – потрясающих! – музыкальных номеров. И эта работа профессионально весомо поставила его в один ряд с заокеанскими классиками «легкого» жанра первой половины XX века.

В своем творчестве Юрий Алябов прошел большой многожанровый путь, однако, как известно, большое всегда видится на расстоянии. Сегодня же еще слишком велика горечь утраты, но пройдет время – и только тогда мы сможем в полной мере оценить то наследие, то сияние, которое оставил в музыке этот художник, ибо он был поистине удивительным человеком: своей жизнью и своим творчеством он всегда излучал солнечный свет...

реклама