Любопытные факты из жизни Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомыжский. Портрет работы К. Е. Маковского

Сегодня 204-й день рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. Композитор прожил, на первый взгляд, жизнь, не изобилующую яркими событиями. Но его преданность музыке, его чистота и порядочность заслуживают самой доброй памяти. Его служение искусству не было позой, его музыка проникнута любовью к России. Он восемь лет ждал постановки своей оперы, первым в своих краях освободил крестьян от рабства, он создавал устав консерватории в Санкт-Петербурге. Это была жизнь патриота и подвижника. Мы собрали для вас несколько любопытных фактов из жизни одного из основоположников русской профессиональной музыки.

Даргомыжский или Ладыженский?

Александр Даргомыжский вполне мог носить фамилию Ладыженский. Его отец, внебрачный сын помещика Алексея Ладыженского, был взят на воспитание и усыновлен помещиком Николаем Боучаровым, который привез его в имение Даргомыжка в Тульской губернии. Отсюда и появилась фамилия Даргомыжские. Мать композитора была из хорошего рода князей Козловских, замуж за отца своего будущего сына она вышла вопреки воли родителей. В 1813 году у пары родился сын Александр, будущий композитор.

Песни из Смоленской губернии

Мария Козловская, мать композитора, получила в приданое имение Твердуново в Смоленской губернии. Затем его унаследовал Александр Даргомыжский. Именно здесь, приезжая к родителям, он изучал смоленский фольклор, отголоски которого нашли свое отражение в его опере «Русалка». В партитуре оперы есть несколько вполне реальных смоленских мелодий. Кроме этого, смоленские мелодии он использовал для песен «Душа девица» и «Лихорадушка». Каникулы в Твердунове оказались плодотворными.

Крепостному праву — нет!

Александр Даргомыжский первым из помещиков Смоленской губернии освободил своих крестьян от крепостной зависимости. Причем, на очень выгодных условиях. Он оставил за ними всю землю, которую они обрабатывали до отмены крепостного права. И даже простил причитающиеся с крестьян 4000 рублей.

Учитель музыки не верил в талант

В силу каких-то причин Александр Даргомыжский не разговаривал до пятилетнего возраста. И потом, заговорив, сохранил очень высокий и хриплый голос своеобразного тембра. Но когда он начинал петь, то буквально завораживал слушателей, доводил их до слез искренностью и художественной выразительностью. Музыкальное образование будущий композитор начал получать в Санкт-Петербурге, куда переехала семья, когда отец получил должность на государственной службе. Один из первых учителей музыки Адриан Данилевский, очень хороший пианист, давал мальчику уроки игры на рояле, но очень прохладно относился к его попыткам сочинять музыку.

Пианист и скрипач

К девятнадцати годам Александр Даргомыжский уже издал несколько сборников своих романсов и фортепианных сочинений. К этому времени он играл уже не только на рояле, но и на скрипке. Часто выступал на благотворительных концертах. Впрочем, вскоре интерес к скрипке он потерял и больше к игре на этом инструменте не возвращался. Но всю жизнь поражал окружающих музыкальностью и феноменальной музыкальной памятью.

Знакомство с Глинкой

Даргомыжский решил идти по стопам отца и пошел на государственную службу, а поскольку он был человеком аккуратным, то вскоре начал продвигаться по карьерной лестнице. Возможно, российские чиновничьи ряды были бы пополнены, но вмешался случай: Даргомыжский познакомился с Михаилом Глинкой, начал играть с ним в четыре руки, рассуждать о музыке. А когда побывал на репетициях «Жизни за царя», то загорелся написать и свою оперу. Так началось его соревнование с Глинкой.

Восемь лет в ожидании «Эсмеральды»

Первая опера Даргомыжского была написана на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», но автор дал ей название по имени главной героини — «Эсмеральда». Когда партитура была закончена, Даргомыжский отнес ее в дирекцию Императорских театров в надежде на постановку. Но в моде в то время были итальянские оперы. «Эсмеральда» пролежала у меня в портфеле целых восемь лет», — вспоминал потом композитор. Опера наконец была поставлена, оказалась небезынтересной, но быстро сошла со сцены и практически больше не ставилась. Сочинения Глинки, между тем, набирали популярность.

Успех «Русалки»

Популярность Даргомыжскому принесла его опера «Русалка». Ее премьера состоялась в 1856 году. Композитор сам дописал финал поэмы Пушкина, которая не была завершена, адаптировал некоторые его стихи. Опера оказалась успешной настолько, что ведущий музыкальный критик того времени Александр Серов написал на нее положительную рецензию. Объем рецензии был так велик, что ее публиковали в нескольких номерах с продолжением в одном из музыкальных журналов.

Неоконченная опера

В конце жизни Даргомыжский снова обратился к Пушкину, выбрав его «Каменного гостя». Увы, оперу он завершить не успел, а в завещании указал своими душеприказчиками Кюи и Римского-Корсакова. Первый завершил оперу, второй ее оркестровал.

Иллюстрация:
Александр Сергеевич Даргомыжский
Портрет работы К. Е. Маковского

реклама

вам может быть интересно

Скрипичный бум Классическая музыка