От «синьора Аурелиано» к «месье Гийому»…

Игорь Корябин, 06.02.2017 в 18:29

Два шедевра из видеоколлекции Россиниевского фестиваля в Пезаро

В наше время высоких технологий и неиссякаемого потока предложений аудио- и видеозаписывающей индустрии любой оперный фестиваль просто немыслим без фиксации своих постановок на электронных носителях, предназначенных для массовой реализации на рынке музыкальной продукции. Оперный фестиваль в Пезаро формировать свою фирменную аудиоколлекцию начал на систематической основе с конца 90-х годов прошлого века. Первым же его официальным DVD-релизом, то есть видеоальбомом с брендовым логотипом Rossini Opera Festival (ROF), стала опера «Бьянка и Фальеро». Запись продукции 2005 года и выпуск DVD были осуществлены на лейбле DYNAMIC.

С тех пор коллекция фестивальных видеорелизов – а для музыкального театра, в первую очередь, наиболее важны именно они – стала расти весьма стремительными темпами. На сегодняшний день эта оперная коллекция с логотипом ROF уже довольно внушительна, а к ее созданию с не виданным еще в конце прошлого века энтузиазмом подключились маститые записывающие гиганты. Мы остановимся на двух «единицах хранения» этой коллекции, связанных с жанром серьезной оперы. В творчестве Россини она занимает не менее значимое место, чем опера комическая, но отечественный музыкальный театр, лишь в последние годы преодолевший «заколдованный» барьер суперпопулярнейшего «Севильского цирюльника», стал расширять свой россиниевский репертуар, опять же, за счет репертуара комического.

Итак, первый опус нашего рассмотрения – «Аврелиан в Пальмире» («Aureliano in Palmira»).

Мировая премьера этой оперы состоялась 26 декабря 1813 года в миланском театре «Ла Скала», и сегодня относить ее к репертуарным шедеврам не принято. После юношеского опыта оперы «Деметрий и Полибий» («Demetrio e Polibio»), фирменный стиль композитора в которой еще не проявился, после «Кира в Вавилоне» («Ciro in Babilonia»), написанной в традициях старой барочной оперы-сериа, но уже освященной новаторской романтической аурой гения XIX века, наконец, после первого значимого шедевра под названием «Танкред» («Tancredi») «Аврелиан в Пальмире» стал четвертой оперой Россини, написанной в серьезном жанре.

Мировая премьера другого опуса, запечатленного на DVD, состоялась в Парижской опере 3 августа 1829 года. Речь идет о шедевре «Вильгельм Телль» («Guillaume Tell») – венце творчества Россини, оригинальном опусе, созданном в жанре большой французской оперы. Вильгельм по-французски как раз и есть Гийом, так что путь от «синьора Аурелиано» к «месье Гийому» в заголовке наших заметок указан верно.

«Аврелиан в Пальмире»

ARTHAUS MUSIK • UNITEL CLASSICA • ROF • METIS FILM CLASSICA – ITALY
Кат. № 109073 • 2 DVD • 201 мин (опера) + 14 мин (бонус)
Бонус: создание оперной постановки. Язык исполнения – итальянский
Записано на Россиниевском фестивале в Пезаро в августе 2014 года (Teatro Rossini)
Режиссер видеоверсии – Тициано Манчини. ARTHAUS MUSIK, 2015
Уилл Крутчфилд (дирижер), Марио Мартоне (режиссер), Андреа Файдутти (хормейстер), Серджо Трамонти (сценография), Урсула Пацак (костюмы), Паскуале Мари (свет)
Симфонический оркестр Дж. Россини, Хор Болонской оперы
Майкл Спирес (Аврелиан), Джессика Прэтт (Зенобия), Лена Белкина (Арзаче), Раффаэлла Лупиначчи (Публия), Дмитрий Пхаладзе (Великий жрец)

На упаковке DVD можно прочесть: «World Première Recording» («Первая в мире запись»). Однако необходимо одно важное уточнение: это первая в мире видеозапись в новейшей научно-критической редакции. Не сделай этого, к абсолютной первичности обсуждаемого видеопроекта сразу же возникнут вопросы. После первых довольно успешных представлений «Аврелиана в Пальмире» уже к началу 30-х годов XIX века о нем забыли окончательно. Лишь начиная с 1980 года в Италии прошли первые представления этой оперы в XX веке и появились ее первые аудиозаписи. В 2014 году Россиниевский фестиваль в Пезаро обратился к «Аврелиану в Пальмире» впервые за всю свою историю.

Пусть и не в критической редакции, а фестиваль оперных раритетов в Мартина Франка (Festival della Valle d’Itria, Италия) стал первым в XXI веке, кто запечатлел свою продукцию на DVD. Запись спектакля 2011 года и выпуск видеоальбома были осуществлены на лейбле BONGIOVANNI. Эта запись существенно короче пезарской (170 мин), но ее главная изюминка – партия Арзаче, порученная не контрально-травести, а контратенору. В оригинале она и была написана для кастрата Джованни Баттисты Веллути (1780–1861), заслужившего эпитет последнего из великих кастратов прошлого. В Мартина Франка эту партию исполнил выдающийся аргентинский контратенор Франко Фаджоли.

Автором критической редакции «Аврелиана в Пальмире», к которой обратился фестиваль в Пезаро, стал маэстро-дирижер Уилл Крутчфилд. Большую текстологическую работу он проделал при содействии Фонда Россини (Пезаро), тесно сотрудничающего с издательством «Рикорди». Фестиваль в Пезаро всегда по мере возможности старается быть верным принципам аутентичности и полноты исполняемых партитур, поэтому у его фанатов в почете именно критические редакции.

Впечатления от постановки ROF очевидца и автора этих строк можно найти здесь и здесь. Там же можно ознакомиться и с зигзагами довольно банального героико-драматического сюжета с хеппи-эндом. Хотя все его баталии и вынесены за сцену, сюжет отягощен «накрученными» в духе оперы-сериа любовными отношениями внутри четырехугольника главных героев – Аврелиана, Зенобии, Арзаче и Публии. При этом до мозга костей традиционная – но при живом восприятии такая наивная и непритязательная! – ярко-костюмная постановка Марио Мартоне в видеозаписи высокого экранного разрешения смотрится даже гораздо более респектабельно, чем в жизни!

Прекрасная картинка, в целом, прекрасные голоса солистов (даже «крупнопомольное» сопрано Джессики Прэтт в записи несколько смягчено и снивелировано), прекрасный звук, замечательные оркестр и хор, обилие крупных планов и неожиданных ракурсов заставляют найти в видеоверсии немало интересного и для очевидца постановки. Живое восприятие в зрительном зале – это одно, видеоверсия на домашнем экране – совсем другое!

Это видео — словно восхитительный музей малоизвестного нам этапа в творчестве Россини.

Внимая этой постановке, не говоря уже об увертюре, перекочевавшей в итоге в «Севильского цирюльника» (1816) и намертво к нему приросшей, вы постоянно будете натыкаться на знакомые мелодические ходы этого комического шедевра в ариях, ансамблях и хорах. Но на самом-то деле всё это родилось у Россини в опере-сериа «Аврелан в Пальмире» и лишь потом частично было использовано им в его фарсовом «Севильском цирюльнике».

Эта постановка во многом притягательна благодаря участию в ней изумительной меццо-сопрано Лены Белкиной и лирико-романтического тенора-виртуоза Майкла Спиреса. Первая потрясающе естественно и вокально безупречно вжилась в весьма непростую специфику брючной партии персидского принца Арзаче, влюбленного в царицу Пальмиры Зенобию и пришедшего ей на помощь со своей армией. Второй с блеском и необычайной легкостью провел весьма прихотливую в вокальном плане партию римского императора Аврелиана, вторгшегося в Пальмиру, разбившего армию Арзаче и пленившегося красотой царицы.

Американец Майкл Спирес феерически ярко дебютировал в Пезаро в 2012 в партии Валтасара в опере «Кир в Вавилоне», и сегодня, наряду с «перуанским соловьем» Хуаном Диего Флоресом, речь о котором пойдет в следующей части настоящих заметок, стал одной из значимых мировых фигур тенорового россиниевского исполнительства.

«Вильгельм Телль»

«Вильгельм Телль»

DECCA • UNITEL CLASSICA • ROF • CLASSICA ITALIA
Кат. № 074 3870 • 2 DVD • 247 мин (опера) + 17 мин (бонус)
Бонус: создание оперной постановки. Язык исполнения – французский
Записано на Россиниевском фестивале в Пезаро в августе 2013 года (Adriatic Arena)
Режиссер видеоверсии – Тициано Манчини. DECCA, 2015
Микеле Мариотти (дирижер), Грэм Вик (режиссер), Андреа Файдутти (хормейстер), Пол Браун (сценография и костюмы), Рон Хауэл (хореограф), Джузеппе Ди Иорио (свет)
Оркестр и Хор Болонской оперы
Никола Алаймо (Вильгельм Телль), Хуан Диего Флорес (Арнольд Мельхталь), Марина Ребека (Матильда), Симон Орфила (Вальтер Фюрст), Симоне Альбергини (Мельхталь), Аманда Форсайт (Джемми), Вероника Симеони (Хедвига), Алессандро Лучано (Рудольф), Лука Титтото (Геслер), Селсо Альбело (Руоди), Войтек Гирлах (Лейтольд / Охотник)

Четырехактный «Вильгельм Телль» – композиционно-совершенное и гигантское по протяженности музыкальное полотно Россини, соприкоснуться с которым вживую в театре хотя бы раз в жизни мечтает любой меломан. Причем, не просто соприкоснуться с какой-то среднестатистической постановкой, как правило, с привычным набором купюр, а с интегральной версией, которая в прокатные театральные стандарты нашего времени совершенно не укладывается. Эту роскошь оправданно позволить себе может фестиваль, последовательно специализирующийся на музыке Россини. В 2013 году фестиваль в Пезаро обратился к «Вильгельму Теллю» во второй раз. Первый был в 1995-м, а критическая редакция, подготовленная Элизабет Бартлет (M. Elizabeth C. Bartlet) в тандеме с Фондом Россини (Пезаро) и издательством «Рикорди», появилась еще в 1992-м.

Интегральная постановка в Пезаро 2013 года — это более четырех часов грандиозного, хотя в режиссерско-сценографическом плане далеко не во всём убедительного действа. Французское либретто основано на одноименной драме Шиллера. Спектакль маститого, «модного» и бесшабашного ультрарадикала от режиссуры Грэма Вика

это синтез примитивной иллюстративности, упрощенного «опереточного» подхода к крупной оперной форме и откровенного эпатажа, связанного с постановкой танцевальных дивертисментов.

Но надо же такому случиться: именно в тот же самый год фестиваль «Россини в Вильдбаде» (Бад-Вильдбад, Германия), который обычно проходит в июле перед фестивалем в Пезаро, в ознаменование своего 25-летия также обратился к интегральной версии «Вильгельма Телля» в упомянутой выше критической редакции!

Постановка в Бад-Вильдбаде также записана на DVD (лейбл BONGIOVANNI). Заметим, что Майкл Спирес, наш недавний Аврелиан, как раз исполнил в ней партию Арнольда. Автору этих строк довелось увидеть продукции обоих фестивалей, и в вокально-музыкальном аспекте каждая интересна по-своему. Но по размаху театрального обеспечения (пусть и режиссура оказалась более чем проблемной и спорной), по подбору певцов-солистов и по оркестрово-хоровому звучанию спектакль в Пезаро, в целом, западает в душу сильнее. Уже упомянутый

Хуан Диего Флорес, сделавший свой дебют в партии Арнольда, — главный и необычайно весомый козырь этой постановки.

При этом следует особо отметить итальянского дирижера Микеле Мариотти, уверенно и со знанием дела сцементировавшего новаторскую для конца 20-х годов XIX века партитуру Россини в органически цельный и стилистически изысканный, упоительный конгломерат.

Постановку «Вильгельма Телля» в Пезаро, освоившую огромную сцену Adriatic Arena и предназначенную для стадионного пространства зала, смотреть в видеоверсии необычайно интересно вдвойне, ведь специфика самóй театральной площадки с широким фронтом сцены, когда сидишь даже в середине необъятного партера, дает лишь удаленное панорамное восприятие. Лишь крупные планы на экране домашнего кинотеатра позволяют насладиться актерской игрой и погрузиться в постановку на более тонком психологическом уровне. И на сей раз изумительное качество экранной картинки и саундтрека, а также необычные ракурсы видеосъемки дают ощущение полного присутствия на сцене.

В партии Арнольда Хуан Диего Флорес всецело восхищает чудесами вокальной эквилибристики, владением изысканно-благородной стилистикой французского бельканто, головокружительным парением в высокой тесситуре и невероятной полетностью звучания. В партии протагониста – швейцарского народного героя — Никола Алаймо, не поражая чем-то экстраординарным, производит впечатление довольно опытного профессионала, хотя и непросто отделаться от мысли, что и как типаж, и как носитель размашисто-колоритного итальянского темперамента этот исполнитель попал в постановку неожиданно даже для самого себя. Психологически глубокое артистическое воплощение образа главного героя явно превалирует в этом исполнителе над изысканностью французского вокального стиля.

Вполне добротные интерпретации обнаруживают и женские голоса: Марина Ребека – в партии Матильды, Вероника Симеони – в партии Хедвиги, Аманда Форсайт – в партии-травести Джемми с восстановленной арией, которую сам Россини исключил на премьере. Убеждают и сольные мужские персонажи, представляющие как завоевателей-австрийцев, так и борющихся за свободу жителей объединяющихся швейцарских кантонов.

Одним словом, видеозапись интегрального «Вильгельма Телля» 2013 года с фестиваля в Пезаро – чрезвычайно важный электронный артефакт XXI века, дающий еще одну возможность «воочию» окунуться в атмосферу знаменитого фестиваля на Адриатике и насладиться партитурой последней оперы Россини во всей ее первозданности. Этот релиз, которого так долго ждали меломаны всего мира, прочно займет место в их музыкальных коллекциях на многие годы, ведь мегапроекты подобного рода – это всегда чистой воды эксклюзив.

реклама

вам может быть интересно

Даниил Гришин: «Я верю в Баха!» Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Россиниевский оперный фестиваль

Персоналии

Джоаккино Россини, Хуан Диего Флорес

Произведения

Вильгельм Телль

просмотры: 1128



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть