Хор Новоспасского монастыря принял участие в фестивале Спивакова

Мария Жилкина, 23.01.2017 в 21:20

Хор Новоспасского монастыря

Концерт Праздничного хора Новоспасского мужского монастыря (Москва) прошел в Московском Международном Доме музыки 14 января 2017 года. Концерт состоялся в рамках VII Рождественского фестиваля духовной музыки (художественные руководители фестиваля – Владимир Спиваков и Митрополит Волоколамский Иларион).

Фестиваль проводится ежегодно, к участию привлекаются лучшие российские коллективы и солисты, зарубежные гости. В программу входит, собственно, духовная музыка, а также праздничные рождественские светские песнопения и гимны, сочинения мировой классики и современных композиторов. Участниками фестиваля 2017 года стали Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр России, Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Московский синодальный хор, вокальный ансамбль Intrada, баскский мужской хор Easo, хор Московского Сретенского монастыря, Венский хор мальчиков и др.

Из многочисленных концертов, заявленных в рамках фестиваля с 9 по 24 января, мы не случайно выбрали для анализа концерт Праздничного хора Новоспасского мужского монастыря. Монастырь, основанный еще в XIII веке, был закрыт в 1918 году и начал возрождаться в 1991 году, тогда и был образован хор.

За 25 лет существования хора он приобрел известность за пределами монастыря, был признан в профессиональных музыкальных кругах.

С участием хора регулярно проходят не только службы, но и концертные выступления. Регент хора – Станислав Попов, выпускник Академии хорового искусства, ученик Б.М. Ляшко.

Концерт проходил в дни похорон жертв авиакатастрофы 25 декабря 2016 года, в которой погибли артисты Ансамбля им.Александрова. Сообщество российских музыкантов, в том числе артистов хоров – это достаточно тесный, узкий круг. Страшная катастрофа нанесла непоправимый удар по этому сообществу,

каждый музыкант ощутил тяжесть утраты очень остро, как свою личную беду, и рана будет заживать еще очень долго.

В память о погибших хор начал концерт с заупокойных церковных хоровых произведений Степана Смоленского и Григория Львовского. Зал слушал стоя.

Основная программа включала два отделения – духовное и светское. В первом, духовном отделении были представлены православные церковные сочинения, в основном, рождественского цикла. Основа программы – проверенные временем сочинения Чеснокова, Ипполитова-Иванова, Гречанинова, Чмелева, Калинникова и др. К духовной музыке хор потом обратился и в финале концерта, исполнив традиционное «Многолетие».

Во втором, светском отделении исполнялись духовные канты

(как объединяющее звено между православной церковной музыкой и русской народной песней), сами народные песни, в том числе из рождественских обрядов и не только русские, а также авторские произведения, которые мы привыкли читать народными. Например, «Матросская песня памяти «Варяга»» — «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» на самом деле имеет авторов – ее написал композитор Алексей Турищев на слова Евгении Студенской. Рядом с русской «Эй, ухнем», прозвучавшей со всей мощью и статью мужского хора, была, например, и грузинская народная песня, прозвучавшая совсем иначе, как воспоминание об эхе гор и щедрых застольях, традиции хорового пения есть у многих народов, и прекрасно, что русский хор это чтит. Кроме того, были исполнены сочинения современных композиторов.

Вот с этим последним элементом возникли, на самом деле, определенные вопросы, и позволю себе некоторое отступление – о композиторах и композиции. Правила композиции – это не только о том, что надо избегать параллельных квинт и разрешать аккорды по правилам гармонии,

это еще и определенные нормы работы композитора со словом, с родным нашим русским языком.

Сейчас, в духе времени и патриотических настроений, обществом, государством и самими музыкантами предъявлен немалый спрос на новые произведения на стыке православных песнопений и популярной музыки, для исполнения в патриотических концертах и на праздничных мероприятиях. К сожалению, по законам спроса, рождающего предложение, в эту нишу неизбежно должны были хлынуть графоманы, как раньше композиторы и поэты, не отличающиеся особым умением, с готовностью строчили опусы во славу компартии.

Для таких авторов (обойдемся без имен, потому что имена здесь не имеют никакого значения – явление стремительно становится типичным и массовым) русский язык и законы композиции почему-то являются врагом номер один. Например, элементарная вещь – по возможности не делать мелодических акцентов на безударные слоги в стихах. Однако композиторы не видят ничего зазорного, например, слова «В монастыре» с первым безударным слогом, где буква «О» редуцируется в «А», поместить на самое видное место в припеве, да так, чтобы на это самое «О-А» мало того что попала сильная доля, так еще ее подчеркнуть высокой нотой и потянуть, и несколько раз это повторить...

Напоминает такое по мелодике шансон самого низкого пошиба, и хоровые аккорды фоном не спасают от пошлости, даже если все это исполнено прекрасными голосами.

К счастью, подобные «шедевры» в этот вечер на сцене все же были исключением, и достоинств хора как такового опрометчивый выбор репертуара, впрочем, не умаляет.

Несмотря на то, что хор совсем небольшой — всего 14 человек, звучит он достаточно ярко, вокально богато, уверенно.

Звукоизвлечение у певчих, скорее, по-европейски довольно открытое, без утрированного прикрытия и сведения гласных в позицию «О» (как чаще бывает в русской церковной музыке), за счет этого хор даже в условиях малочисленности сохраняет звонкость и полетность звука, но временами несколько отходит от более интровертной и строгой русской церковной хоровой традиции. Впрочем, и произведения в праздновании светлого праздника Рождества – чаще радостные, ликующие.

Хор хорошо ведомый, маневренный, чутко реагирующий на руку дирижера, владеющий палитрой разных звуковых оттенков, умеющий менять краски и эмоции, возможно, не всегда полностью монолитный, но, учитывая малую численность, это неизбежно. В целом,

в вокальном отношении это высоко профессиональный коллектив, и работа его руководителя заслуживает высокой оценки.

Достойны внимания и солисты – мощный бас Константин Бойко, интересный тенор Алексей Петецкий, а также еще один простой и обаятельный тенор, оставшийся необъявленным, запевавший «Калинку» на бис.

Ну и отметим также ведущую концерта – музыковеда Елену Зайцеву, которая увидела свою задачу как более обширную, нежели просто ведение концерта. Она ознакомила слушателей с важной информацией о хоре и монастыре, и как радушная хозяйка, ввела гостей в атмосферу традиций празднования Рождества.

Фото: vk.com/novospas

На правах рекламы:
Если вы хотите украсить интерьер своего дома качественными картинами русских художников, заказ можно сделать тут. Большой выбор (4000 картин в каталоге), индивидуальный подход, возможность заказать репродукцию знаменитой картины.

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Персоналии

Владимир Спиваков

просмотры: 1518



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть