Бескровная премьера Дмитрия Чернякова

«Senza sangue» / «Замок герцога Синяя борода» в Гамбургской опере

Ольга Борщёва, 08.11.2016 в 11:27

«Senza sangue». Фото: Моника Риттерхаус

«Senza sangue» («Без крови») — одноактная опера венгерского композитора Петера Этвёша. Она задумана как дополнение к опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя борода» и перекликается с ней стилистически и драматургически. Мировая премьера прошла 1 мая 2015 года в Кёльне. В основу либретто Мари Мезеи легла вторая часть одноимённой новеллы итальянского писателя Алессандро Барикко.

На площади в неком городе женщина узнает в продавце лотерейных билетов одного из троих революционеров, убивших несколько десятилетий назад её брата и отца. Двое других убийц уже мертвы, она отомстила им. Но с третьим её связывают особые отношения: тогда он обнаружил её в укрытии, но пощадил и не выдал остальным. Они разговаривают в кафе, в конце женщина внутренне прощает бывшего борца за лучший мир и предлагает пойти с ней в отель.

В гамбургской постановке Дмитрия Чернякова обе оперы идут без перерыва и плавно объединены в единое целое. За дирижёрским пультом — сам Петер Этвёш.

Встреча, к которой действующие лица готовились почти всю жизнь, проходит в утреннем тумане.

Статисты в сером двигаются в замедленном режиме, показывая, что для героев (их партии исполняют Ангела Деноке и Сергей Лейферкус) время течёт иначе, чем для других. Путаные сигналы светофора предоставляют им право двигаться по собственному усмотрению.

В «Senza sangue» семь сцен, столько же, сколько дверей в замке Синей бороды. Сцены не слишком выразительно отличаются друг от друга музыкально и, соответственно, драматургически. О том, что они сменяются, предупреждает чёрно-белое табло. Это удобно и тем, что можно считать, сколько осталось до конца.

«Senza sangue». Фото: Моника Риттерхаус

Выбор серого цвета (доминирующего в Гамбурге в одежде до боли) для оформления спектакля может быть обоснован и тем, что

музыка Петера Этвёша такая серая и есть: словно укачивает на бесцветных мелких волнах, и отдельные экспрессивные всплески не мешают погружению в сон.

Такой спектакль, возможно, с бόльшим воодушевлением проживался бы летом где-нибудь в Экс-ан-Провансе, когда можно выйти из театра, вдохнуть аромат цветов и вздохнуть с облегчением: «Как хорошо жить!» Поздней осенью на Севере, где постоянно идёт дождь и чтобы увидеть туман, достаточно посмотреть в окно, кажется, что из одной камеры переходишь в другую. Но, объективно, эта сдержанная постановка красива, и придираться к ней бессмысленно. Проблема в том, что ставить там нечего.

Во второй части присутствуют такие элементы режиссёрского стиля Чернякова, как «коробочка» в сцене и видеопроекции. Действие оперы Бартока предсказуемо переносится в комнату в отеле, а его участниками оказываются те же мужчина и женщина.

Они играют в психологическую игру с целью переработки внутреннего травматического опыта.

К слову, самым большим сюрпризом было бы однажды увидеть за поднявшимся занавесом тёмный средневековый замок и рыцаря с синей бородой.

«Замок герцога Синяя борода»

Петер Этвёш дирижирует оперой Бартока уже около тридцати лет. Глубокое понимание и любовь к этому произведению соотечественника в сочетании с высоким уровнем дирижёрского мастерства закономерно приводят к запоминающемуся результату, достигнутому как в прочерчивании тонких психологических нюансов, так и в создании общей атмосферы замка, где по холодным стенам текут кровь и вода.

Те минуты, когда торжествующее крещендо заливает светом бескрайние владения Синей Бороды, являются мгновениями наибольшего отчуждения между герцогом (Балинт Сабо) и его женой Юдифью (Клаудия Манке). В спектакле это момент, когда Синяя борода оказывается на пороге безумия.

В конце режиссёр снова рифмует обе оперы:

когда музыкально герцог навсегда запирает Юдифь за седьмой дверью, на проекционном экране юноша открывает маленький погреб, где прячется девочка.

На протяжении года в Гамбурге я несколько раз была свидетельницей овации. Здесь можно сказать, что постановщикам и участникам спектакля был оказан весьма скромный приём.

Премьерный показ 6 ноября 2016 года

Фото: Моника Риттерхаус

реклама

вам может быть интересно

Так сегодня не поют Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть