Осеннее возвращение «Травиаты»

На премьере в Венгерской государственной опере

Игорь Корябин, 12.10.2016 в 21:54

Венгерская премьера «Травиаты» Верди состоялась в Будапеште на сцене Национального театра 10 ноября 1857 года под управлением основоположника венгерской национальной оперы Ференца Эркеля. А историческое здание Венгерской государственной оперы, функционирующее и по сей день, впервые распахнуло свои двери для публики 27 сентября 1884 года, и уже 18 октября того же года «Травиата» впервые увидела свет рампы главной оперной сцены страны.

Сверхпопулярность опуса Верди у публики поистине неиссякаема,

так что на обеих своих площадках – в историческом здании и в Театре Эркеля, переданном компании в 1951 году, – Венгерская государственная опера с момента открытия и по сегодняшний день успела выпустить довольно большую серию как новых постановок, так и возобновлений этого шедевра.

До последнего возобновления 2 октября 1997 года «Травиата» в Венгерской государственной опере упорно продолжала исполняться на венгерском языке, и лишь с момента названного возобновления зазвучала, наконец, по-итальянски. Понятно, что в этом отношении и недавняя премьера, состоявшаяся на исторической сцене 24 сентября, исключением не стала.

На сей раз «Травиата» Верди вернулась к публике после почти трехлетнего перерыва: последнее представление предыдущей постановки – 938-й спектакль в Венгерской государственной опере – состоялось 5 ноября 2013 года.

Для автора этих строк, оказавшегося в Будапеште по случаю II Международного конкурса вокалистов Евы Мартон, единственной возможностью увидеть премьеру новой постановки «Травиаты» на исторической сцене стало посещение ее генерального прогона в свободный от конкурса день 23 сентября. На прогоне всё было, как на обычном спектакле: рабочих остановок, к счастью, не возникало, певцы пели в полный голос, а сияющий ослепительно золотым убранством зал был полон публики.

Идя на этот спектакль, я как бывалый театрал-скептик особых надежд на саму постановку не возлагал, и оказался прав.

Не знал я и никого из певцов, чьи имена прочел в программке – знал лишь дирижера-постановщика Пинхаса Штейнберга по его приезду в Москву в 2011 году, когда на Фестивале симфонических оркестров мира он выступил у нас с Чешским филармоническим оркестром.

Маэстро всегда был желанным гостем брендовых симфонических коллективов и театров Европы, а с 2014 года стал главным дирижером Будапештского филармонического оркестра. 70-летний маэстро из Израиля известен своим перфекционистским, педантично скрупулезным подходом к оперным партитурам. И в этом хотелось убедиться, хотя, понятно, с подобным намерением надо было бы идти не на «Травиату», а на что-то более монументальное. Но выбора не было, а все предчувствия меня не обманули.

Оркестр действительно рождал в спектакле не атмосферу банальной мелодрамы «с разоблачением жанра как такового»,

а создавал звуковую ауру подлинных, нелакированных жизненных чувств и ситуаций. Это происходило за счет тонкой и в то же время рельефной игры нюансов, за счет пронзительности действенных дирижерских высказываний, за счет оперирования сиюминутными психологическими контрастами сюжетного развития и за счет глубокого погружения в яркие гуманистические интонации самой музыки Верди – подачи ее такой, какая она есть безо всякого наносного пафоса.

За дирижером уверенно пошли музыканты – это было очевидно. За ним пошли и хор, и солисты, но, понятно, лишь в той мере, в какой в условиях более чем странной минималистски-опереточной – даже пародийно-кукольной по отношению к сюжету – постановки это им позволила «концепция» режиссера Ференца Ангера.

Его постановка идти за дирижером решительно не желала!

Все места сюжетного действия локализованы в ней теперь внутри выставленной по трем сторонам сцены стеклянной светящейся витрины-хамелеона. Эта витрина – плод не иначе как «пылкого» воображения сценографа Гергея З. Зёлди. В аляповато-яркие современные костюмы его же дизайна одеты марионетки-манекены, населяющие пространство внутри витрины и за ней: похоже, живых персонажей, по задумке режиссера, на сцене не должно быть вовсе.

Притом что хор теперь выведен в ближайшие к сцене ложи, статистам, мимансу, балетным артистам, которых наблюдается явный переизбыток, всем персонажам второго плана и героям главного драматургического треугольника (Альфреду, Виолетту и Жермону) в стеклянной витрине спектакля в моменты пика массовых сцен становится тесно, как сельдям в бочке. Но ведь вся эта околотеатральная инсталляция с молчаливого согласия режиссера – если не с его подачи! – и возникла. Разводить мизансцены ему приходится в ней, но сам факт визуальной карикатурности его совершенно не беспокоит.

Это замкнутое пространство инверсно: оно и практически пустой внутренний мир Виолетты, и внешняя многоликая вселенная светской жизни.

Всё зависит от конкретной картины сюжета и направленности перемещений на сцене. Извне вовнутрь или изнутри во внешний мир – неважно: важна смена планов, хотя эта смена при всей абстракции сценографии более чем иллюзорна. И тогда на помощь приходит огромных размеров диван с обивкой светло-голубого неба с облачками. Как только его видим, сразу же понимаем: это и есть внутренний мир Виолетты – вся жизнь ее с Альфредом происходит на диване. Так, в силу режиссерского волюнтаризма, сродни легкомыслию, дивное царство музыки Верди и трагической мелодрамы с рельефно проступающими в ней чертами психологического музыкального театра недвусмысленно превращено в царство стеклянных витрин и диванов…

В прелюдии к опере с дивана – с немой сцены у него Аннины и доктора Гренвиля – всё начинается: он пока робко стоит у правой кулисы. Этим же диваном, на котором Виолетта умирает в финале, всё и кончается. А в сцене «сельской идиллии» – уже три дивана на одном пятачке витрины: вот оно, олицетворение апофеоза семейного счастья! И это «счастье» после большой сцены с Виолеттой приводит сюда Жермон в назидание Альфреду.

«Счастье» — его сестра-переросток, дородная тетенька в детском платьице с рулоном сладкой ваты.

Когда перед антрактом дают занавес, она неподвижно, словно чайная баба, сидит на диване в центре на опустевшей сцене. Конечно, режиссер – большой юморист! Да и сюжет оперы, должно быть, очень веселый, а созидательная энергия пропадает зря. Вот бы пустить ее на мирные цели: цены бы этому рвению не было!

В сцене на балу у Флоры диванов нет, да и быть не может, ведь нужна площадка для массовки и танцев, которые вдруг превращаются в зловещую пародию на сюжет о Спящей красавице (или о Мертвой царевне). Балеринка в стеклянном гробу, ходячие скелеты, маски-черепа и армия незадачливых балетных «принцев» или «богатырей» – сплошная картина черного юмора, которой мы обязаны хореографу Марианне Венекеи. Подоспевший Альфред не церемонится ни со спящей красавицей, ни с ее «спасителями», ни с бодрствующей Виолеттой. Такая вот коллизия! Непонятно, как в такой театральной вампуке певцы могут петь вообще! Как они могут создавать вокально-актерские образы! И что может дать им для вдохновения жизнь в стеклянной витрине?

И всё же они поют! Нельзя сказать, что состав певцов стал откровением, но в профессиональной добротности отказать ему было нельзя.

И большое спасибо за то, что, будучи вынужденными вписываться в режиссерский рисунок роли, певцы всё же играют и поют живые эмоции:

в партии Виолетты – Полина Пастирчак, в партии Альфреда – Петер Бальцо, в партии Жермона – Золтан Келемен. А хоровые эпизоды, тесно взаимодействующие в опере с ансамблями, хормейстер Кальман Штраус вместе с дирижером выстраивает расчетливо точно.

Итак, «Травиата» после почти трехлетнего отсутствия, словно шутя, вновь вернулась на сцену главного оперного театра Венгрии. Так что с премьерой тебя, Будапешт! И пусть тебе приснится спектакль не за стеклом, который память вряд ли сохранит, а постановка в живом психологическом театре, которая в сердцах ее зрителей останется непременно!

Фото: Péter Rákossy

реклама

вам может быть интересно

От Рембрандта до Берио Классическая музыка
Итоги II конкурса Рихтера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Венгерский оперный театр

Произведения

Травиата

просмотры: 1739



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть