«Королева индейцев» на фестивале в Бремене

Ольга Борщёва, 15.09.2016 в 22:26

Концертный зал «Die Glocke»

На двадцать седьмом Бременcком музыкальном фестивале (20 августа — 10 сентября), помимо прочего, каждую субботу звучала опера в концертном исполнении: «Монтекки и Капулетти» Беллини, «Танкред» Россини, «Орфей» Монтеверди и, в завершение, «Королева индейцев» Пёрселла в версии Курентзиса/Стелларса.

Представление состоялось в концертном зале «Die Glocke» («Колокол»), замыкающем библейский сад у Кафедрального собора Св. Петра. Стоя у фонтана с бокалами, слушатели обсуждали «исключительно гениального дирижёра», неизменно «производящего фурор в главных оперных театрах мира», «современного Диониса» маэстро Курентзиса.

Голос Мариткселль Карреро (Леонор) звучал за сценой, и только поэтому было жаль, что мы не в оперном театре. Солисты и хористы в чёрном повторяли мизансцены из спектакля, балетные номера с успехом заменял Курентзис.

Но несмотря на неистовую дирижёрскую пляску, обещанного «контролируемого взрыва» не случилось.

Ощущалось, что в этой интерпретации больше внешней экспрессии, чем подлинного внутреннего движения.

В роли Текулихуатцин вышла ирландка Пола Муррихи, чье колоратурное меццо звучало так лирически-холодно, что она казалась не королевой индейцев, а Снежной королевой. Сдержанно и утонченно она создала достойный образ главной героини, мужественно принимающей свою никому не нужную любовь к врагу собственного народа.

К слову, удивительная ария «They tell us that your mighty powers above…» отлично встроилась в новое либретто, поскольку проникнута классицистским пафосом, в центре которого всегда стоит как раз неразрешимое противоречие между чувством и долгом. Она хорошо описывается словами М. И. Свидерской, пишущей о трагедии классицизма: «Отрицая возможность выхода из противоречий жизни за счет одной из сторон, в частности разрешение коллизии в пользу долга..,

она утверждает победу героя в его способности принять на себя оба полюса трагического конфликта в их максимальной напряженности,

уравнять их в себе самом, возвыситься над односторонностью до духовного равенства жизни во всей её полноте».

Трогательно и тонко прозвучал дуэт Текулихуатцин «O Lord, rebuke me not…» с Доньей Исабель (Йоханна Винкель). Джаретт Отт отлично выстроил перпендикуляр между текстом арии, в которой дон де Альварадо обращается к Богу в надежде, что он не позволит ветру развеять слова молитвы, и агрессивной напряженностью, изматывающей его персонажа. Дон Давила (Томас Коолей) получился блёклым, без устрашающего блеска конкистадорской жестокости. «What flattering noise is this…» прозвучало в исполнении Вилларда Уайта (Шаман майя) в вихре пугающей тёмной энергии.

Что касается контртеноров, то я не в силах понять, чем эти вымученные голоса оправданы в этой опере,

какие художественные задачи решаются с их помощью, какие смыслы раскрываются или привносятся. Камерный голос Кристофа Думо (Шбаланк) всё же тембрально богаче и приятнее пронзительного фальцета Рея Шенеза (Хуналу).

Закономерно напрашивается сравнение с оперой Пёрселла «Дидона и Эней», весной исполненной в Гамбурге под управлением и в постановке Томаса Хенгельброка (либретто «Дидоны» также было модернизировано при помощи прозаических вставок). В противоположность Курентзису, Хегельнброк скупился на жесты, но его музыкальная трактовка была, словно сжатая пружина, предельно концентрированная и безраздельно захватывающая с первых тактов.

Темпы же и паузы Курентзиса были иногда настолько растянуто-многозначительными,

что мой сосед, немецкий журналист, натренированный на Вагнере, временами в лёгкой дрёме начинал клониться то в правую, то в левую сторону. От хора и оркестра MusicAeterna я ожидала неформального исполнения, плотно сработанного и расцвеченного музыкально, а не при помощи игр со светом и периодического бессмысленного вставания скрипачей.

Конечно, можно только радоваться, что прославленная интерпретация Курентзиса/Стелларса, наконец, докатилась до немецкой провинции и моей внутренней деревни. Но общий восторг по её поводу представляется, всё же, несколько преувеличенным.

Фото: Патрик Лео, Марк Болхорст

реклама

вам может быть интересно

Гению романтизма посвящается Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

опера

Персоналии

Теодор Курентзис, Генри Пёрселл

просмотры: 1315



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть