HD-коллекция «Балет Большого театра»: весенний релиз

В каталоге отечественной фирмы «Мелодия» можно найти не только обширный прайс-лист аудиомузыкальной продукции, но и ряд видеомузыкальных DVD-релизов в HD-качестве. Понятно, что театралов – как меломанов, так и балетоманов – в первую очередь заинтересуют в нем записи музыкальных спектаклей, и поэтому весьма отрадно, что фирма «Мелодия» на постоянной основе осуществляет сотрудничество с главным музыкальным театром страны – Большим театром России.

Оперных альбомов с его спектаклями выпущено пока только два: в 2013 году вышел «Евгений Онегин» Чайковского (MEL DVD 70 02166), в 2015-м – «Воццек» Берга (MEL DVD 70 02322). Первый – запись гастрольного спектакля на сцене Парижской национальной оперы (Дворца Гарнье) в сентябре 2008 года. Второй – запись спектакля на Новой сцене Большого театра в ноябре 2010-го. Нынешней осенью ожидается также выход «Руслана и Людмилы» Глинки – записи спектакля, которым осенью 2011 года Большой театр открыл свою Историческую сцену после растянувшейся на шесть лет реконструкции. Завсегдатаям-театралам даже и уточнять не надо, что все три упомянутые постановки – плоды более чем изощренных режиссерско-сценографических усилий Дмитрия Чернякова.

Записей балетных спектаклей заметно больше, и они объединены в серию «HD-коллекция “Балет Большого театра”».

Первая тройка ее DVD-альбомов появляется уже в 2012 году. Серия открывается «Щелкунчиком» Чайковского в постановке Юрия Григоровича (MEL DVD 70 02075: запись 2010 года). Далее идет балетный диптих – «Пиковая дама» на музыку Чайковского и «Пассакалья» на музыку Веберна в постановке Ролана Пети (MEL DVD 70 02077: запись 2005 года). Третий релиз – «Жизель» Адана в редакции Юрия Григоровича (MEL DVD 70 02082: запись 2011 года).

2013 год приносит еще два релиза – «Дочь фараона» Пуни в постановке Пьера Лакотта (MEL DVD 70 02110: запись 2003 года) и «Спящую красавицу» Чайковского в новой постановочной редакции Юрия Григоровича (MEL DVD 70 02167: запись 2011 года). В 2014 году в балетной HD-коллекции появляется «Баядерка» Минкуса также в постановке Юрия Григоровича (MEL DVD 70 02245: запись 2013 года). В 2015 году новых пополнений нет, и только в апреле нынешнего года фирма «Мелодия» анонсирует выход седьмого – последнего на сегодняшний день – балетного альбома.

Это «Лебединое озеро» Чайковского в последней авторской редакции Юрия Григоровича

(MEL DVD 70 02437). Запись спектакля осуществлена 25 января 2015 года на Исторической сцене Большого театра.

Как и все вышеназванные альбомы, в том числе и оперные, «Лебединое озеро» также выпущено под совместными лейблами фирмы «Мелодия» и французской фирмы «Bel Air Classiques». Производство диска взяла на себя компания «Bel Air Media» при участии Большого театра России, компании «France Télévisions», французского телеканала «Mezzo» и при поддержке французского Национального центра кинематографии и анимации, а фирма «Мелодия» – по-прежнему эксклюзивный дистрибьютор на территории России.

Неудивительно, что из семи DVD-релизов балетных спектаклей Большого театра, имеющихся сегодня в каталоге фирмы «Мелодия», пять – явное большинство! – связаны с персоналией Юрия Григоровича. У руля труппы в качестве главного балетмейстера (с 1988 года – художественного руководителя балета) этот выдающийся творец классического танца стоял на протяжении тридцати лет второй половины XX века (1964–1995).

Но его спектакли — по-прежнему узнаваемая и почитаемая визитная карточка Большого балета,

весьма высоко котирующегося в мире и в XXI столетии. 2 января 2017 года мэтру отечественного балета исполняется 90 лет, и к этой дате в Большом театре приурочено открытие фестиваля спектаклей Юрия Григоровича, который продлится по 19 февраля.

На полную антологию хореографического наследия мастера это событие претендовать не сможет, но будущая афиша из 11-ти названий всё равно впечатляет! «Щелкунчик» и «Спартак», «Жизель» и «Легенда о любви», «Спящая красавица» и «Золотой век», «Ромео и Джульетта» и «Раймонда», «Иван Грозный» и «Баядерка», а также бессмертное «Лебединое озеро»! Так что, наряду с другими DVD-релизами «Мелодии», апрельский альбом – прекрасное предзнаменование грядущего юбилея маститого хореографа, который свою «революционную» постановку «Лебединого озера» на сцене Большого театра впервые осуществил в 1969 году.

«Революция» хореографа и либреттиста в одном лице была предпринята вместе с Симоном Вирсаладзе,

постоянным художником и единомышленником хореографа. На основе незыблемых форм и элементов классического танца, музыкального переосмысления и перекомпоновки партитуры Чайковского, а также обращения к наследию балетного романтизма XIX века (Петипа, Иванова, Горского) было создано визуально-компактное, драматургически цельное и психологически глубокое хореографическое полотно, в котором при минимуме пантомимы танцевалось буквально всё!

При этом значительно масштабней стала роль мужского сольного танца и мужского кордебалета: не только к партии Принца Зигфрида, но и к весьма эффектной партии Злого гения отныне потянулись исполнители первого положения. Вместо привычной балетной сказки-феерии с набором танцевальных «фигураций» публика вдруг окунулась в стихию мощной и действенной хореографической драмы, в которой у Григоровича всё вело к трагическому финалу.

Но по идеологическим соображениям советского времени довершить творческую «революцию» хореографу не дали,

и он вопреки своему первоначальному замыслу просто вынужден был вернуться к хеппи-энду. Под мощью чар Злого гения Одетта не погибала и теоретически имела все шансы на семейную идиллию с Принцем Зигфридом: в сущности, оставаясь за кадром, эта идиллия в финале спектакля обозначалась лишь «локальным мини-апофеозом» на фоне мажора в музыке и просветления на сцене.

Вернуться же к трагическому финалу Григорович смог лишь через много лет уже в статусе приглашенного хореографа Большого театра (ныне он занимает в нем пост штатного балетмейстера, следящего за прокатной формой своих спектаклей). Премьера постановки «Лебединого озера», в которой Одетта погибает, а надежды Принца Зигфрида на счастье рассеиваются, как дым, состоялась 2 марта 2001 года. Именно эта версия, записанная в январе прошлого года, представлена на обсуждаемом DVD.

Состав солистов великолепен:

прима-балерина Светлана Захарова исполняет традиционную связку партий Одетты и Одиллии, премьер Денис Родькин – партию Принца Зигфрида, ведущий солист Артемий Беляков – партию Злого гения, а ведущий солист Игорь Цвирко – партию Шута. За дирижерским пультом Оркестра Большого театра России – Павел Сорокин.

Автору этих строк неоднократно доводилось видеть «Лебединое озеро» Юрия Григоровича и в редакции 1969-го, и в редакции 2001 года, но просмотр спектакля на DVD с изумительным качеством картинки, прекрасным звуком и захватывающими эффектами видеомонтажа, доступными лишь благодаря множественной параллельной съемке с разных точек и ракурсов, словно открывают спектакль заново. При просмотре финальной смонтированной записи на экране домашнего компьютера или телевизора, можно увидеть много того, что не увидишь ни из «царской ложи», ни из пятого ряда партера. И в этом – главная прелесть подобных видеомузыкальных проектов.

Но даже идеально записанные и исполненные балетные постановки живой театральной атмосферы заменить никогда не смогут.

Видеозаписи балетных и оперных спектаклей — это особый параллельный жанр музыкального киноискусства,

который сегодня — в эпоху передовых цифровых технологий — для развития и пропаганды массовой музыкально-академической культуры приобретает всё большее и большее значение.

Виртуальная реальность, в которую с помощью DVD-диска можно погрузиться, не выходя из дома, и впрямь восхитительна! И в этом смысле значение совместного российско-французского проекта переоценить невозможно. По мере того, как серия дисков «HD-коллекция “Балет Большого театра”» будет расширяться, балетоманы будут получать всё более и более яркие виртуальные впечатления — и повернуть это вспять вряд ли уже кому-то удастся!

реклама