Возвышенное и неземное

Тонкий аромат «Реквиема» Моцарта от «Antonio-orchestra»

Фото: antonpaisov.com

Камерный коллектив «Antonio-orchestra» родился в Москве более года назад, и уже в день его рождения 24 апреля 2015 года у первых слушателей абсолютно никаких сомнений не возникло в том, что новорожденный «музыкальный ребенок» на своих «инструментальных ногах» стоит уверенно и крепко. Его основатель и художественный руководитель – Антон Паисов, выпускник Московской консерватории, флейтист и дирижер. Патрон и сопроводитель молодого оркестрового бренда – Благотворительный фонд содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто».

Несмотря на молодость, «Antonio-orchestra» более чем за год своего существования дал более двух десятков концертов, подготовил целый ряд интереснейших программ, в которых наряду с популярной классикой звучали и редко исполняемые, неожиданные сочинения. Репертуар оркестра уже довольно обширен: его значительная часть – авторские аранжировки Антона Паисова. Главная прокатная площадка коллектива – Евангелическо-лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке. Следует заметить, что

активное концертное освоение площадок неправославных храмов в последние годы стало весьма мощным трендом развития музыкальной жизни Москвы,

и эти новые, во многом всё еще непривычные для нас концертные объекты на карте столицы пользуются сегодня поистине невероятной популярностью!

За прошедший период кроме Собора Петра и Павла в Старосадском переулке «Antonio-orchestra» выступил также и в Англиканской церкви святого Андрея в Вознесенском переулке, а в следующем сезоне планирует сыграть и в Католическом кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, что на Малой Грузинской. В Москве коллектив успел освоить и такую нетипичную музыкальную площадку, как Баженовский зал Большого дворца Музея-заповедника «Царицыно», и такую традиционно-важную историческую площадку, как Малый зал консерватории.

Именно в стенах своей alma mater, ведь «Antonio-orchestra» – это мощный конгломерат молодых выпускников и студентов Московской консерватории, сей коллектив 16 марта нынешнего года принял участие в XVI Московском международном органном фестивале.

Прозвучавший Концерт для органа с оркестром (1934) советского композитора, органиста, профессора Московской консерватории Михаила Старокадомского (1901–1954) стал настоящей сенсацией!

Ей мы обязаны не только оркестру и не только интерпретации партии органа, мастерски проведенной Олесей Кравченко, но и скрупулезнейшей работе по подготовке нотного материала, проделанной Антоном Паисовым: сочинение никогда не издавалось и сохранилось лишь в виде партитурного автографа и эскизов клавира. До нынешнего органного фестиваля оно прозвучало лишь единожды 19 марта 1935 года в Большом зале Московской консерватории. Филармоническим оркестром управлял тогда венгерский маэстро Эуген Сенкар, а партию органа исполнял автор.

Если для меня как для слушателя выступление «Antonio-orchestra» в Малом зале консерватории стало памятной кульминацией его первого полноценного сезона, то последний концерт этого сезона, состоявшийся в Соборе Петра и Павла 24 июня, стал эмоционально-сильным и восхитительно-прекрасным аккордом. Прозвучал бессмертный «Реквием» Моцарта – популярнейший опус, не нуждающийся ни в малейших рекомендациях и всегда собирающий полные залы. Так было и на сей раз, и

этот концерт — 25-й по счету концерт коллектива! — стал необычайно ярким финалом сезона.

В день своего рождения в апреле прошлого года «Antonio-orchestra» впервые вышел к публике исключительно в струнном составе, но на сей раз, в соответствии с требованиями моцартовской партитуры, коллектив молодых творческих единомышленников блестяще показал себя и в расширенном струнно-духовом составе, причем – во взаимодействии с хором и солистами. В концерте принял участие Камерный хор «Arielle» (художественный руководитель – Эльмира Дадашева), а также сопрано Серафима Коняшина, меццо-сопрано Тамара Томашвили, тенор Вячеслав Воробьев и бас Дмитрий Почапский.

Основным впечатлением интерпретации, представленной названным содружеством исполнителей, стала тонкая рафинированность музыкального посыла и оркестра, и хора, и солистов. Однако если мастерство прочтения хоровых страниц проявилось во всей его многогранности, то в ансамбле солистов явно лидировали мужские голоса: женские смогли предъявить лишь зачетную номинальность. В дирижерской же проработке стилистически изысканного с точки зрения канонов музыкального классицизма ансамблево-хорового и «аккомпанирующего» оркестрового материала проступала продуманная основательность.

Общеизвестно, что завершить «Реквием» Моцарту помешала преждевременная смерть: абсолютно полностью им закончена лишь первая часть интродукции «Requiem aeternam». Канонической – хотя и далеко не бесспорной – версией, которая и прозвучала в концерте, сегодня считается редакция Франца Зюсмайера (1766–1803), ученика и друга Моцарта, завершенная им уже после первого вмешательства в партитуру, предпринятого Йозефом Эйблером (1765–1846). Но даже незавершенный, даже хранящий в веках тайну своего создания, опус Моцарта при каждом его исполнении оставить равнодушным не может: очевидную аксиому новый проект «Antonio-orchestra» убедительно доказал и на этот раз!

Фото: antonpaisov.com

На правах рекламы:
Изысканные статуэтки Моцарта, Паганини, Чайковского и других композиторов можно купить в интернет магазин-магазине товаров для дома по адресу http://moi-tvoi.ru/.

реклама