Щедрость бессмертной поющей души…

Награждение премиями Фонда Елены Образцовой

Игорь Корябин, 07.06.2016 в 18:19

Елена Васильевна Образцова

2 июня в московском фешенебельном отеле «Ритц-Карлтон» состоялась торжественная церемония вручения премий Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой» за 2016 год – премий ветеранам отечественной оперной сцены и молодым вокалистам. Фонд (директор Фонда – Наталья Игнатенко) был основан в декабре 2011 года, а его первые награды были вручены уже в декабре 2012-го. Елена Образцова учредила премии по трем номинациям – «За многолетнее служение вокальному искусству», «За яркое начало в искусстве» и «Надежда».

Первоначально премии опытным мастерам и молодым исполнителям вручались раздельно, но с этого года принято решение о награждении всеми премиями в рамках единой торжественной церемонии. И нынешняя церемония сразу же убедила в том, что решение это оказалось правильным, ведь в непрерывной творческой цепи лауреатов преемственность певческих поколений прослеживается наиболее зримо.

В этом году премий «За многолетнее служение вокальному искусству» удостоены:

Маквала Касрашвили – сопрано, педагог по вокалу, помощник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра России, народная артистка СССР, народная артистка Грузии, лауреат Государственной премии Грузии им. З. Палиашвили, лауреат Государственной премии России;

Зураб Соткилава – тенор, педагог по вокалу, народный артист СССР, народный артист Грузии, лауреат Государственных премий Грузии им. З. Палиашвили и им. Ш. Руставели;

Владимир Минин – дирижер, художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР;

Наталья Голубева – концертмейстер, доцент кафедры концертмейстерского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, заслуженная артистка России.

Премий «За яркое начало в искусстве» удостоены:

Юлия Меннибаева – меццо-сопрано, солистка Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова, лауреат международных конкурсов, в том числе Международного конкурса меццо-сопрано памяти Федоры Барбьери, организованного Культурным центром Елены Образцовой (II премия, Санкт-Петербург, 2012) и Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (II премия, Барселона, 2016);

Екатерина Морозова – сопрано, артистка Молодежной оперной программы Большого театра России, лауреат международных конкурсов, в том числе IX Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (III премия, Санкт-Петербург, 2012), Международного вокального конкурса им. Мирьям Хелин (II премия, Хельсинки, 2014), Международного вокального конкурса им. Хариклеи Даркле (I премия, Брэила/Румыния, 2015).

Премии «Надежда» удостоен:

Тимур Сланов – контратенор, лауреат международных конкурсов.

Награждения лауреатов чередовались с музыкальными приношениями, но и сами лауреаты становились участниками общего музыкального действа. Почин открыла Маквала Касрашвили: в этом году она отмечает полвека творческой деятельности в Большом театре России! Фрагмент ее коронной партии – молитву Тоски из одноименной оперы Пуччини – мы услышали в сопровождении Натальи Голубевой. А в качестве приношения певице в исполнении народной артистки России Аллы Демидовой прозвучали два стихотворения – Анны Ахматовой («Я научилась просто, мудро жить») и Александра Блока («Когда ты загнан и забит»).

Другим приношением стало начало пасторали из «Пиковой дамы» Чайковского. Как это и происходит в самóй в опере, выход Прилепы и Миловзора (дуэт этих персонажей) объявил Распорядитель. Эту роль взял на себя тенор Игорь Морозов, солист московского театра «Геликон-Опера», лауреат международных конкурсов, лауреат премии «За яркое начало в искусстве» Фонда Елены Образцовой (2014).

В партии Прилепы – дебютной партии Маквалы Касрашвили на сцене Большого театра России – мы услышали сопрано Эльмиру Караханову, лауреата международных конкурсов, в том числе IV Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой (I премия, Санкт-Петербург, 2012), лауреата премии «Надежда» Фонда Елены Образцовой (2014). Партию Миловзора исполнила меццо-сопрано Цветана Омельчук, солистка Астраханского государственного театра оперы и балета (с 2015 года), лауреат международных конкурсов. Этот номер – единственный за весь вечер в костюмно-театральном воплощении – явил не просто обаяние молодости исполнительниц, но и обнаружил уверенно взошедшие ростки первых азов их вокального мастерства (партия фортепиано – Наталья Голубева).

Старинная русская студенческая песня «Наша жизнь коротка» прозвучала в яркой, пронзительно эмоциональной трактовке Московского государственного академического камерного хора под управлением Владимира Минина. В качестве приношения дирижеру стихотворный адрес, сочиненный в честь лауреата Валентином Гафтом, огласил вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов. Затем исполнением еще одной народной песни Хор Минина снова погрузил слушателей в атмосферу русского фольклора, и на сей раз не преминув мощно воззвать к самобытным национальным корням, а значит – и к глубинным истокам русской академической музыки.

Словно иллюстрацией развития, творческого поиска музыкальных путей в XX веке в качестве музыкального приношения Владимиру Минину прозвучала фортепианная пьеса Прокофьева «Наваждение». Ее исполнил совсем еще юный музыкант Егор Опарин – лауреат II премии III Международного конкурса юных пианистов в Астане (2015), обладатель Гран-при II Международного музыкального конкурса молодых исполнителей «Посвящение Сергею Прокофьеву» во второй возрастной категории (Москва, 2016).

В качестве музыкального приношения Наталье Голубевой в изысканно-мастерском исполнении сопрано Любови Петровой прозвучал романс Рахманинова «Маргаритки» на слова Северянина (партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова). Сегодня Любовь Петрова – певица с мировым именем, которой покорились многие оперные сцены мира, включая знаменитый нью-йоркский театр «Метрополитен-опера». С его освоения фактически и начиналась мировая карьера исполнительницы. И всё же для нынешнего эксклюзивного события гораздо более важно то, что Любовь Петрова – лауреат I премии I Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 1999).

Русскую тему продолжили два романса Рахманинова – «Я не пророк» на слова Круглова и «Островок» на слова Бальмонта – в исполнении Зураба Соткилавы (партия фортепиано – Лариса Бунакова). Первую зарисовку золотой голос Большого театра России представил со свойственной ему патетикой и яркой выразительностью, вторую – в элегически-светлом, романтическом ракурсе. Приношением лауреату стало выступление Игоря Морозова: он исполнил популярнейший романс Леандро из сарсуэлы Соросабаля «Трактирщица из порта». Этот номер всегда был хитом концертных программ Зураба Соткилавы, и на этот раз он просто не смог удержаться, чтобы в финале исполнения романса не выйти на сцену и вместе со своим молодым коллегой по теноровому цеху не блеснуть финальной ферматой! Вот она, преемственность певческих поколений, и для молодых вокалистов она чрезвычайно важна!

С романса Леандро бразды концертмейстерского правления в свои руки вновь взяла Лариса Скворцова-Геворгизова – и роскошнейшая меццо-сопрано Юлия Меннибаева драматически сочно, выразительно изысканно и психологически глубоко исполнила третью арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Партия Далилы была одной из короннейших в репертуаре Елены Образцовой, и у меня нет ни единого сомнения: слушая это исполнение на Небесах, величайшая Далила XX века была, несомненно, счастлива!

Весьма интересно и убедительно исполнением арии Лизы «Откуда эти слезы?» из «Пиковой дамы» Чайковского заявила о себе сопрано Екатерина Морозова. Лирический по фактуре и мощный по объему эмиссии, голос певицы заключает в себе расположенность к воплощению характеров драматических. Возможно, на данном этапе браться за партию Лизы еще и рано, но арию в концерте в качестве предварительного эскиза почему бы и не попробовать… Первый эскиз, несомненно, удался – и это весьма отрадно!

Музыкальным водоразделом между выступлениями лауреатов в номинации «За яркое начало в искусстве» (Юлии Меннибаевой и Екатерины Морозовой) и лауреата в номинации «Надежда» (Тимура Сланова) стали две фортепианные пьесы в исполнении Александра Малофеева, обладателя Гран-при I Международного конкурса пианистов «Grand Piano Competition» (Москва, 2016). Молодой пианист сумел захватить внимание зала интерпретациями Этюда Скрябина («Патетического») и Токкаты Прокофьева. Наконец, контратенор Тимур Сланов исполнил № 4 («Помню, мать, бывало») из вокального цикла «Цыганские мелодии» Дворжака на слова Гейдука (партия фортепиано – Ирина Чернова, директор Культурного центра Елены Образцовой в Санкт-Петербурге).

Финальным аккордом торжественной церемонии стала застольная из «Травиаты» Верди (партия фортепиано – Лариса Скворцова-Геворгизова). Ее исполнило необычное трио в составе Игоря Морозова, Екатерины Морозовой и Маквалы Касрашвили, которое вряд ли услышишь на рядовом концерте, но это событие ведь было экстраординарным! И хотя Елены Образцовой сегодня нет с нами, дело ее продолжается: поющая в Вечности душа примадонны бессмертна, а ее человеческая щедрость поистине безгранична!

На фото: Елена Васильевна Образцова

На правах рекламы:
Бизнес-тренинги по телефонным продажам раскроют следующие темы: «Запретные темы разговора», «10 правил переговоров, когда клиент звонит Вам», «10 правил переговоров, когда Вы звоните клиенту» и многие другие. Запись на сайте: http://vertexglobal.ru/partners2/_/

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть