Наследники по прямой

Первый фестиваль «Мирас» имени Жиганова прошёл в Казани

Татьяна Нарышкина, 16.03.2016 в 20:08

Первый фестиваль «Мирас» имени Жиганова в Казани

Некоторое время назад в Казани свершилось событие, которого ждали многие годы — прошёл первый фестиваль «Мирас» им. Н. Жиганова. Почему до сих пор не проходило ничего подобного — ну просто «загадка века». «Мирас», что в переводе с татарского означает «Наследие», учреждён для того, чтобы укрепить интерес слушателей к татарской музыке, а заодно поддержать композиторов, которым не очень приятно работать «в стол».

КТО, ЕСЛИ НЕ ОНИ?

Учредителем фестиваля «Мирас» стал главный дирижёр и художественный руководитель ГСО РТ Александр Сладковский. Имя Назиба Жиганова новый фестиваль получил неслучайно. Во-первых, никто не будет спорить с тем, что Назиб Гаязович внёс самый ощутимый вклад в развитие татарской музыки. Во-вторых, именно Жиганов стоял у истоков создания симфонического оркестра в Казани. Как он пробивал возможность организации этого коллектива в бюрократических и партийных структурах — отдельная история.

Вот коротенький бэкграунд, того, что сделал Жиганов: он участвовал в становлении оперного театра в Казани, в создании консерватории, Союза композитров РТ, которые затем много лет возглавлял, школы-десятилетки при консерватории. Он помог десяткам музыкантов и композиторов состояться. И, как мы уже говорили, симфонический оркестр в Казани — детище Назиба Жиганова. И теперь словно бумеранг вернулся — ГСО РТ одной из приоритетных задач ставит популяризацию татарской музыки. В том числе, и самого Жиганова.

Естественно, любой фестиваль делает команда. В нашем случае — это Александр Сладковский, оркестр и арт-директор фестиваля. И здесь выбор был безошибочным — арт-директором фестиваля «Мирас» стал профессор Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев — одна из самых знаковых фигур на небосклоне татарстанских музыковедов. Дулат-Алее и энциклопедически образован, и артистичен, он обладает несомненной харизмой. Его небольшие выступления во время концертов фестиваля — это мастер-классы, которым аплодировала публика.

Открывать граду и миру татарскую музыку — это одна из основных задач главного дирижёра и художественного руководителя ГСО РТ. Татарская музыка записывается на диски, она исполняется в концертах. Один из последних примеров весьма показателен: в начале года Александр Сладковский представил в Монте-Карло музыку молодого татарского композитора Эльмира Низамова, который в этом сезоне является композитором-резидентом ГСО РТ. Так что у композиторов Татарстана есть стимул писать музыку, то, что окажется истинно талантливым, непременно исполнит ГСО РТ.

«Очень многие знают о сочинениях того или иного композитора, но никогда их не слышали, они не исполняются, потому что «имеют статус музейный», — на пресс-конференции Вадим Дулат-Алеев. Трудно с этим спорить — татарстанский симфонический оркестр новым фестивалем совершил информационный прорыв. Кроме этого, произведения, даже те, что исполнялись ранее и имеются их записи, получат новое, намного более качественное звучание», — так арт-директор прокомментировал фестиваль.

ВСЁ ЛУЧШЕЕ ЗА ТРИ ВЕЧЕРА

Первый фестиваль татарской музыки «Мирас» им. Назиба Жиганова состоял из трёх концертов. Именно три программы, проведя суровый отбор, подготовили в ГСО РТ. При этом спектр музыкальных стилей и жанров оказался весьма широким. И это был не только парад композиторов, но и парад дирижёров.

Во время первого фестивального концерта за дирижёрским пультом стоял Александр Сладковский, дальше маэстро сменили коллеги — казанец, руководитель камерного оркестра «Ла Примавера» Рустем Абязов и москвич, дирижёр театра «Новая опера» Василий Валитов. Кстати, последний — ученик многолетнего главного дирижёра ГСО РТ Фуата Мансурова. Так что налицо некая преемственность.

Программа фестивальных вечеров включила сочинения композиторов-классиков Загитуллы Яруллина, Рустема Яхина, Салиха Сайдашева, Алмаза Монасыпова, а также представителей другого поколения — Рашида Калимуллина, Леонида Любовского, Резеды Ахияровой, Шамиля Шарифуллина. В рамках фестиваля казанских меломанов ждала ещё одна радостная встреча — на одном из концертов солировал пианист Рэм Урасин, которого очень любят в Казани, но, к сожалению, редко слышат в последние годы.

Первый же фестивальный концерт по праву был отдан музыкальному наследию самого Назиба Жиганова, который словно присутствовал в зале и улыбался публике с экранов возле сцены, где шли кадры кинохроники. «Убеждён, что новому проекту суждена долгая жизнь, он станет одной из визитных карточек современного Татарстана», — отметил в приветственном письме участникам и слушателям фестиваля «Мирас» президент РТ Рустам Минниханов.

«Пятая симфония Назиба Жиганова — первое исполнение в двацадцать первом веке», — объявил Вадим Дулат-Алеев, и первый концерт нового фестиваля начался. Был некий символ в том, что фестиваль начался именно с жигановской симфонии, ведь самую первую симфонию в татарской музыке написал именно он. И судя по реакции публики, эта симфония Жиганова оказалась созвучной новому веку. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что из симфонии Жиганова вышел затем весь татарский симфонизм.

Возможно, в будущем «Мирас» станет более продолжительным, возможно, он будет проходить не только в концертных залах Татарстана. ГСО РТ — «наследники по прямой» — всерьёз и надолго взялись за реализацию богатейшего наследия татарской музыки.

Фото предоставлено пресс-службой оркестра

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть