Китайская сказка для детей и взрослых

«Соловей» Стравинского в Детском музыкальном театре

«Соловей» Стравинского в Детском музыкальном театре

В 50-й юбилейный сезон Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац представил оперу Игоря Стравинского «Соловей» по знаменитой сказке Ганса-Христиана Андерсена. Премьера спектакля вот уже в третий раз прошла 31 января на Малой сцене театра. Первое же исполнение состоялось 12 декабря 2015 — через сто лет после создания «Соловья».

Право постановки этой оперы Татьяна Миткалёва получила в качестве специального приза на Первом конкурсе молодых оперных режиссёров «Нано-Опера». Музыкальным руководителем постановки выступила главный дирижёр театра Алевтина Иоффе.

Этот спектакль рассчитан на Малую сцену и на маленьких слушателей, поэтому музыка оперы претерпела серьёзные сокращения — спектакль длится всего час. Партитура, написанная для четверного состава, аранжирована молодым музыкантом Никитой Мндоянцем для камерного.

Эта версия изобилует множеством интересных звуковых находок и сохраняет ощущение полноты звучания.

Чтобы не заглушить певцов, Мндоянц отказался от меди, но ввёл партию баяна, который хорошо сливался со струнной группой и помогал наполнять звуковую массу. Оркестру под управлением Сергея Михеева удалось не заглушить певцов, несмотря на то, что большое место в партитуре занимает ударная группа.

Анастасия Лебедюк в заглавной партии была достаточно убедительно актёрски. Но вот вокал её проблемен: интонация не идеальна, да и голос недостаточно подвижен для сложнейшей партии, наполненной фиоритурами, множеством вздымающихся вверх пассажами, скачками, трелями, подражающими звучанию птицы.

Зато Рыбак в исполнении лирического тенора Вячеслава Леонтьева получился очень ярким и запоминающимся:

у певца хорошая дикция, точная интонация, интересный тембр голоса. Очень проникновенно им была спета Песнь Рыбака «Невод бросал небесный дух».

Артистично и виртуозно прозвучала партия Кухарочки в исполнении Людмилы Бодровой — юная публика горячо приветствовала этого сказочного персонажа.

На долю Александра Цилинко (Китайский император) выпала нелёгкая участь: ему пришлось петь, удерживая на своей голове огромное декоративное сооружение. Быть может, всему виной недостаточное количество «китайского» грима или отсутствие тёмного парика, но Китайский император в этой постановке сохранил свою славянскую внешность.

Ещё один персонаж, полюбившийся детям, — это Панда.

Панда (Павел Бахвалкин) и Рассказчик (Михаил Гущенко) пришли поведать детям китайскую историю. Этой сцены нет у композитора, она является задумкой режиссёра. Панда, как известно, — символ Китая и защиты природы. Детям очень понравился китайский зверёк, который как две капли воды оказался похож на настоящего, но удалось ли им понять его концептуальное предназначение?

Особо хочется отметить кропотливую работу художника-постановщика Екатерины Будниковой и художника по костюмам Полины Гусевой. В костюмах всё было продумано до мелочей, и они действительно впечатлили публику.

Наряды оперных героев не только погружали в китайскую тематику, но и несли концептуальную смысловую нагрузку.

Например, Соловей и Рыбак предстали в серых одеждах, потому что они олицетворение природы и естественной красоты. Смерть (Мария Чудовская) и Искусственный соловей (Павел Бахвалкин) выступали в костюмах неестественного металлического цвета, символизировавшего мёртвое и бездуховное.

Не случайно и то, что на сцене много жёлтого цвета: сценическая площадка, гора, на которой «возвышается» Китайский император. Известно, что с незапамятных времён это цвет императора, символизирующий Поднебесную империю.

В спектакле интересная хореография (хореограф — Нина Мадан): много восточных сидячих поз, традиционных китайских движений задом наперёд. Яркие эпизоды постановки связаны с механическими движениями Искусственного соловья. Поскольку Рыбак — это олицетворение мудрости, то для него характерны медитативные движения.

Постановка «Соловья» получилась эффектной, красочной, с многообразием китайской атрибутики

(плоские китайские зонтики разных размеров и цветов, китайские фонарики, головные уборы, наряды, причёски и многое другое).

Постановщики и музыканты не только погрузили маленьких слушателей в атмосферу Поднебесной, но и попытались поднять «взрослые» вечные темы: подлинное — ложное, настоящее — искусственное, живое — мёртвое, вечное — преходящее...

Автор фото — Елена Лапина

реклама

вам может быть интересно

Французский дух Классическая музыка