Романтизм и классицизм — никакого барокко!

Новогодний сюрприз от Юлии Лежневой и Михаила Антоненко

Юлия Лежнева. Автор фото — Franck Juerry

После двух блистательных барочных концертов с известным итальянским оркестром старинной музыки «Il Giardino Armonico» на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» Юлия Лежнева, к радости меломанов и ее многочисленных поклонников, уже практически под занавес прошлого года дала еще один сольный концерт. Он состоялся 29 декабря в Большом зале Московской консерватории.

В последние годы певица выступала в столице, в основном, с барочным репертуаром, и поэтому у многих могло сложиться впечатление, что барокко – единственная сфера приложения ее вокального амплуа. Но это, конечно же, не так. Несомненно, барочная музыка – очень важная часть творчества певицы, но мы ведь помним ее прекрасные работы и в камерном репертуаре, и в музыке эпохи классицизма, и в романтическом оперном бельканто XIX века, и в лирическом оперном репертуаре.

Первое отделение концерта было камерным.

Партию фортепиано взял на себя постоянный аккомпаниатор певицы Михаил Антоненко, и в их совместном исполнении мы услышали произведения Россини, Беллини и Шуберта.

Аккомпанемент второго отделения был «усилен» Государственным академическим камерным оркестром России (художественный руководитель – Алексей Уткин), а Михаил Антоненко на сей раз занял место за его дирижерским пультом, что в этом новом для него музыкальном качестве стало весьма уверенным и запоминающимся дебютом.

Вторая часть концерта была посвящена Моцарту — лишь с небольшим единственным вкраплением музыки Гайдна.

Первым номером камерного отделения прозвучал вокальный цикл Россини «Венецианская регата» – три канцонетты на венецианском диалекте на слова Пьяве, поющихся от лица воображаемой героини Андзолеты и воссоздающих чувственную атмосферу исторических гребных соревнований на Большом канале в Венеции.

Яркие по своей эмоциональной красочности вокальные зарисовки в интерпретации Юлии Лежневой дарили моменты истинного праздника – щедрого на чувства, подкупающего искренностью артистического самовыражения. Благодаря этому изысканно-элегантные ноты Россини действительно превращались в музыку, западавшую в сердце и просветлявшую душу.

От Россини нам на миг предложили «заглянуть» к Беллини:

прозвучала одна из его восхитительных канцон – «Ma rendi pur contento». Незамутненная чистота и свежесть ее мелодики, донесенная до сознания слушателя ангельски чистым и трепетно живым голосом певицы, решительно не могла остаться незамеченной.

Мостик к немецкому песенному романтизму Шуберта весьма эмоционально и убедительно перекинул Экспромт № 3 этого композитора (op. 90) в исполнении Михаила Антоненко.

Прозвучавшая затем тройка довольно фундаментальных Lieder – «Ночь и грёзы», «Молодая монахиня», «Весной» – стала еще одним вариантом погружения в мир поэтического и чувственного, в мир возвышенного и духовного. И это восхитительное погружение, однозначно, было бы невозможно без духовного и творческого единения певицы и концертмейстера.

Дебют Михаила Антоненко в качестве дирижера прошел не только творчески удачно, но и весьма продуктивно.

В этот вечер он предстал не только дирижером-аккомпаниатором певицы Юлии Лежневой – под его управлением прозвучали и оркестровые пьесы: увертюра к моцартовскому «Похищению из сераля» и финал Симфонии № 49 Гайдна («La Passione»). С Камерным оркестром России молодой маэстро легко нашел общий язык, что в музыкальных интерпретациях классического репертуара выразилось, в свою очередь, в точности акцентов и нюансировке, в мягкости звучания и выверенном балансе оркестровой фактуры.

Юлия Лежнева представила не часто исполняемые у нас концертные арии Моцарта – «Voi avete un cor fedele» (K.217) и «Ch’io mi scordi di te? ... Non temer, amato bene» (K.505), – а также арию «Laudamus te» из его Мессы до минор (K.427/417a).

Моцарт — особая репертуарная ниша в творчестве Юлии Лежневой.

Вечную «алгебру гармонии» австрийского гения певица всегда постигает настолько философски глубоко, настолько интонационно ярко и стилистически выверенно, что – будь то опусы светские, как две представленные концертные арии, или духовные, как «Laudamus te», – каждый раз эта музыка дарит слуху моменты истинного благоговения перед эстетически возвышенной красотой.

В двухчастной арии для сопрано (K.505) партию облигатного фортепиано исполнил Михаил Антоненко, а на бис светская вокальная музыка Моцарта была в этот вечер представлена также и арией Керубино «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро».

И всё же второй (финальный) бис программы – «Alleluia!» из мотета Порпоры «In caelo stelle clare» – изящно вернул в стихию барокко, и на этом триада московских концертов Юлии Лежневой, состоявшихся в декабре ушедшего года, стала достоянием новейшей музыкальной истории.

Сюрприз предновогоднего концерта 29 декабря, в программе которого сочеталась музыка камерная и оркестровая, музыка романтизма и классицизма, удался на славу! Он словно стал логическим репертуарным продолжением «Вечных тем искусства» – девиза, под которым прошли «Декабрьские вечера»-2015. В эти высокие рамки концерт в Большом зале консерватории вписался более чем эффектно и убедительно!

реклама