Концертное исполнение «Эрнани» в Зальцбурге

Пятая опера Джузеппе Верди сегодня больше известна своим названием, чем чрезмерно заковыристым сюжетом уже в первоисточнике Виктора Гюго, по драме которого Франческо Мария Пьяве и сочинил либретто. Но причиной этой однобокой «популярности» является не только абсурдность композиции: «Эрнани» отличается сложно выписанными, но практически надэмоциональными номерами, ничего, кроме любованием уходящей белькантовой эстетикой, не предполагающими.

Пафос есть, хоровые сцены добротны, головокружительные арии и ансамбли на месте, а слушать скучновато.

Во всяком случае, на фоне таких безусловных шедевров, как «Набукко», «Трубадур», «Риголетто», «Травиата» и «Дон Карлос», «Эрнани» выглядит пробой пера, своеобразным черновиком: динамика вязкая, мелодийная мозаика монотонная, идейная полезность содержания практически не просматривается.

Конечно, для такого мэтра итальянской музыки, как Риккардо Мути, нет ничего невозможного, и желание маэстро интерпретационно «реанимировать» шедевр любимого композитора заслуживает всемерного уважения.

Но давайте посмотрим правде в глаза: даже гениальное исполнение произведения, ничего не дающего ни уму, ни сердцу, — всего лишь дань уважения музыкальной литературе. Дань, надо заметить, сугубо мемориальная, не имеющая к подлинному театру никакого отношения. Но это — к слову.

Молодёжный оркестр Луиджи Керубини под управлением Р. Мути достойно отгромыхал хоровые номера, понагнетал там, где нужно, и шелковисто прошелестел там, где положено, но принципиально моего личного мнения об этой партитуре Верди не изменил.

Хорошая партитура. Длинная. Если слушать больше нечего, можно послушать и её. Собственно, и всё.

А вот вокальные работы в этом представлении порадовали.

Словно бы отдыхал после «Трубадура» в новом материале тенор Франческо Мели, исполнивший партию бандита Эрнани: мощные динамические крещендо, изящно выгравированные интонации, тембровые переливы и экстатические акценты, — всё было превосходно.

Исключительно красиво (хоть и резковато на верхах) прозвучала в партии неотразимой Донны Эльвиры Виттория Йео. Бисерная выделка колоратур ласкала слух техническим совершенством, а искренняя увлечённость певицы материалом чуть не заставила меня поверить в то, что эта партия действительно стоила разработки огромного неповоротливого сюжета Гюго.

Лука Сальси сочно, нахраписто и полноцветно озвучил партию Дона Карлоса, а Ильдар Абдразаков в роли коварного ди Сильвы удивил довольно сдержанной интерпретацией. Ди Сильва в строгом, отточенном, исполненном достоинства пении Абдразакова получился не мелким пакостником, а человеком, играющим по-крупному.

Стройно и мощно прозвучал концертный хор Венской оперы. Вообще, всё исполнение было превосходно выделанным и идеально отрепетированным.

Автор фото — Marco Borrelli

реклама