«Sinfonia Varsovia» в Московской филармонии

Кшиштоф Пендерецкий за дирижерским пультом своего оркестра

Кшиштоф Пендерецкий

В этом сезоне у филармонического абонемента «Европа музыкальная» – подзаголовок «Лучшие оркестры Польши», и в ноябре московский концерт Оркестра «Sinfonia Varsovia» состоялся в рамках этого абонемента. Коллектив из Варшавы в столице услышали под руководством его нынешнего художественного руководителя Кшиштофа Пендерецкого, кажется, сáмого знаменитого из ныне живущих композиторов-классиков современной польской академической музыки.

В прошлом году всемирно известный оркестр, основанный на базе Польского камерного оркестра, отметил свое 30-летие: впервые он выступил перед публикой под управлением легендарного скрипача и дирижера Иегуди Менухина, который, высоко оценив исполнительский уровень этого коллектива, принял тогда предложение стать его главным приглашенным дирижером.

За дирижерским пультом Оркестра «Sinfonia Varsovia» стояли многие выдающиеся маэстро современности,

однако пост художественного руководителя появился в нем только в 2003 году: его как раз и занял Кшиштоф Пендерецкий, в этом качестве работающий с оркестром и по сей день.

На начальном этапе важную роль в становлении коллектива сыграл его первый директор Францишек Выбраньчик, бывший директор Польского камерного оркестра, в котором он когда-то был кларнетистом. Пост директора Оркестра «Sinfonia Varsovia» Францишек Выбраньчик покинул в 2004 году, и сегодня директор коллектива – сменивший его Януш Мариновский. В довольно странной – разрывной и непоследовательной – иерархии его руководства была и пара музыкальных руководителей: всё тот же Кшиштоф Пендерецкий (1997–2008) и француз Марк Минковский (2008–2012).

Но как бы то ни было, нынешний вояж Оркестра «Sinfonia Varsovia» в Россию выдался особенно результативным:

его концерты прошли в трех городах – Перми (15 ноября в Большом зале филармонии), Москве (17 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского) и Санкт-Петербурге (19 ноября в Концертном зале Мариинского театра). Сам маэстро Пендерецкий дирижировал лишь в Москве и Санкт-Петербурге (место за пультом оркестра в Перми занял Александр Сладковский).

Общим финалом всех трех концертов в России стала Седьмая симфония Дворжака. В Перми в первой части программы прозвучали Фантастическая увертюра «Байка» Монюшко и Первый фортепианный концерт Шопена (солист – Филипп Копачевский), а в Москве и Санкт-Петербурге – Первая симфония Прокофьева («Классическая») и Концерт для скрипки и альта с оркестром Пендерецкого.

С этими музыкантами г-н Пендерецкий играет свои опусы в Москве не впервые: на Шестом фестивале симфонических оркестров мира в 2011 году с Оркестром «Sinfonia Varsovia» он представил Пятую симфонию собственного сочинения (вместе с Шестой Симфонией Шостаковича). В тот приезд этот коллектив я услышал впервые, и предельной четкостью отделки нюансов его игровая форма поразила меня уже тогда.

Высочайший уровень профессионализма и отточенного коллективного музицирования варшавские «симфоники» предъявили и на этот раз.

И если деструктивно диссонансная ткань Пятой симфонии маэстро-дирижера предстала субстанцией, довольно тяжело ложащейся на слух и требующей весьма больших мобилизационных усилий для ее восприятия, то нынешний Двойной струнный концерт (2012) – музыка совсем иного рода.

В одночастной композиции этого опуса скрипка и альт то вели диалог, то вступали в противоборство между собой и оркестром, то вдруг начинали высказываться независимо дерзко и темпераментно на фоне удивительно богатой фактуры оркестровых тембров.

Кажущаяся спонтанность, а на самом деле математически просчитанная «архитектоника волн», составляют суть этого сочинения.

Его ткань довольно эффектна и увлекательна, конструктивно искренна и свежа. Даже привычная амелодичность фактуры сольных партий и оркестра – общее место современной музыки – на сей раз заметно «приглушена», снивелирована. Так что вполне можно говорить о попытке наведения мостов между традициями и современностью. Наиболее отчетливо это ощущалось в Чаконе для оркестра Пендерецкого – внеплановом пронзительно светлом и чувственном номере, сыгранном перед основной программой в память о жертвах ужасного теракта в Париже 13 ноября.

Когда за дирижерским пультом оркестра находится сам автор, его музыка звучит так, как он слышит ее, но, на мой взгляд, успех интерпретации Двойного концерта в данном случае процентов на девяносто зависел от филигранного мастерства наших солистов-тактиков – скрипача Никиты Борисоглебского и альтиста Максима Рысанова.

Этот опус можно даже назвать «Тройным концертом»,

ведь дирижер-композитор (вместе со своим оркестром, конечно) как исполнитель-стратег вложил в успех чрезвычайно важные десять процентов!

Маэстро Пендерецкий предстал и великолепным интерпретатором как музыки раннего XX века (Симфонии Прокофьева), так и музыки позднего XIX века (Симфонии Дворжака). Ему и его оркестру оказались равно подвластны и прокофьевские аллюзии со «старомодной классичностью», и мощная чувственная патетика Дворжака. Ясная прозрачность мелодической фактуры присуща обоим опусам, но если в музыке Прокофьева мы лишь нащупали пульс эмоций, то в музыке Дворжака открыли космос его национального самосознания, романтического мироощущения и эстетических поисков.

реклама

вам может быть интересно