II Фестиваль «Опера Live» открылся приношением Елене Образцовой

Елена Образцова

20 октября вечером-приношением Елене Образцовой в Концертном зале имени П.И. Чайковского открылся II Музыкальный фестиваль Василия Ладюка «Опера Live». На сей раз в его программе – 9 концертов. До конца года они пройдут на разных площадках столицы, а у концерта-открытия, несмотря на то, что этот фестиваль – московский, предусмотрен еще и петербургский дубль. Дело в том, что оба этих проекта – благотворительные. Сбор средств от продажи билетов целевым образом направляется на установку мемориальных досок на домах в Санкт-Петербурге и Москве, в которых жила Елена Образцова. Безусловно, эта благородная инициатива организатора фестиваля Василия Ладюка и участников первых двух концертов (20 октября в Москве и 22 октября в Петербурге) заслуживает всяческого уважения, ведь память о великой певице, безусловно, должна жить в веках, став для будущих поколений исполнителей ярким примером беззаветного служения Музыке и Отечеству.

Мы заглянем на концерт 20 октября в Москве. В его названии «Жить – значит петь!» (это слова Елены Образцовой) отражено главное кредо певицы, которая осталась в нашей памяти не только как выдающийся мастер оперной сцены, получивший невероятно широкое признание во всем мире, но и как организатор собственных именных конкурсов оперных певцов в Санкт-Петербурге. Многие из его лауреатов – сегодня уже признанные мастера, также продолжающие нести славу отечественного вокального искусства во всем мире, и в обсуждаемом гала-концерте приняли участие трое из них. И это прекрасно, ведь для непрерывного процесса развития национальных достижений в области академического вокала преемственность традиций между певческими поколениями чрезвычайно важна!

Сегодня мы видим, что память о Елене Образцовой живет как в лауреатах ее конкурсов, так и в творческих свершениях тех, кому довелось выступать с певицей на одной сцене, кому посчастливилось ощутить весь магнетизм ее безграничной ауры и человеческую поддержку искушенного, опытного, но весьма демократичного наставника. И Василий Ладюк – один из тех, для кого Елена Образцова стала таким наставником на всю жизнь с того момента, когда в 2007 году они впервые вышли вместе в одном спектакле Большого театра – в «Пиковой даме» Чайковского. Тогда знаменитая примадонна была Графиней, а молодой начинающий баритон – Елецким. Отрадно, что по прошествии лет этот певец давно уже превратился в крупного, значительного мастера оперной сцены.

Великолепный украинский баритон Виталий Билый – обладатель Гран-при III Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2003). Для участия в нынешнем вечере он прилетел из Нью-Йорка после завершения на сцене «Метрополитен-опера» серии представлений «Трубадура» Верди (в этой постановке он пел партию Графа ди Луна). В Москве яркой вокально-драматической насыщенностью созданных образов, технической свободой и подлинной вердиевской кантиленой певец поразил в ариях из других опер композитора: настоящим праздником для слуха стали его интерпретации арии и кабалетты Миллера из первого акта «Луизы Миллер», а также арии Ренато из третьего акта «Бала-маскарада» – одной из восхитительных жемчужин мирового баритонального репертуара.

Всего один раз Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой прошел в Москве (2006), и именно на нем другой украинский певец, на редкость разноплановый по своему творческому амплуа бас Александр Цымбалюк, востребованный сегодня на лучших европейских сценах, стал лауреатом I премии. В данный момент он – солист Гамбургской оперы, но продолжает постоянно колесить по Европе. Столичные меломаны, конечно же, хорошо помнят его по партиям Командора в «Дон Жуане» Моцарта (гастрольном спектакле «Ла Скала» 2012 года на сцене Большого театра) и Спарафучиле в прошлогодней постановке «Риголетто» Верди уже самогó Большого театра. На сей же раз благородством стиля певец блеснул в балладе Мефистофеля из одноименной оперы Бойто.

Александр Цымбалюк (в партии Джорджо) и Василий Ладюк (в партии Риккардо) совершенно изумительно исполнили «дуэт двух басов» (фундаментальный развернутый дуэт баса и баритона) «Il rival salvar tu dei … Suoni la tromba» из «Пуритан» Беллини. В отечественных концертных программах сей артефакт услышишь далеко не часто, и, будучи представленным стилистически тонко и музыкально безупречно, по своему эмоциональному воздействию он стал самым запоминающимся и эффектным номером программы. Безупречностью вокальной манеры Василий Ладюк порадовал слух также в арии Меркуцио (в балладе о фее Маб) из «Ромео и Джульетты» Гуно, а под занавес вечера очень органично вместе с сопрано Анной Аглатовой вписался игровую музыкальную субстанцию дуэта Папагено и Папагены из «Волшебной флейты» Моцарта.

И для певицы это стало очень точным попаданием в стиль музыки, чего не скажешь о сцене сумасшествия Эльвиры из «Пуритан» Беллини – арии с кабалеттой, прозвучавшей в самом начале вечера: эту трактовку можно было лишь «принять к сведению», так как стиль высокого романтического бельканто просто предстал примером неудачно избранного амплуа. В дуэте с замечательным молодым тенором Алексеем Неклюдовым (в финальном дуэте Альфреда и Виолетты из «Травиаты» Верди) Анна Аглатова вновь оказалась вполне убедительной и музыкально состоятельной, равно как и ее партнер, исполнивший еще и арию Альфреда (правда – без стретты) из первой картины второго акта. Из «Травиаты» прозвучало также дуэттино Альфреда и Виолетты из первого акта, но его уже представила другая пара – тенор Алексей Татаринцев и сопрано Венера Гимадиева.

Алексей Татаринцев – лауреат I премии Международного конкурса теноров Елены Образцовой памяти Лучано Паваротти (Санкт-Петербург, 2008). Сегодня он – один из ведущих лирических теноров нашей страны, и его упоительно романтическая, но при этом драматически акцентированная трактовка арии Рудольфа из первого акта «Богемы» Пуччини (единственного спетого им за весь вечер сольного номера) подарила слуху просто незабываемые мгновения слушательского восторга. Венера Гимадиева также исполнила всего один сольный номер – финальную развернутую арию Амины из «Сомнамбулы» Беллини, – но зато как! Сегодня бывшая выпускница Молодежной оперной программы Большого театра – одна из ярчайших звезд нового поколения, по праву сияющих на его обеих сценах, и стиль итальянского романтического бельканто нашел в ней истинно тонкого и удивительно изысканного интерпретатора.

В довольно слаженном, в целом, ансамбле солистов этого гала-вечера явным особняком стояла меццо-сопрано из Петербурга Олеся Петрова. Кажется, на сей раз она решила покорить публику не проникновением в стиль музыки, а количеством и заведомой шлягерностью прозвучавших в ее исполнении опусов. Так, мы услышали три ударно «мощных» оперных фрагмента – рассказ Азучены из «Трубадура» Верди, арию Принцессы де Буйон из «Адриенны Лекуврер» Чилéа и третью арию Далилы из «Самсона и Далилы» Сен-Санса. Затея певицы явно удалась: зал заходился в овациях, но ни в одной из этих арий количество в качество так и не перешло. Это было очень досадно, ведь при наличии у певицы фактурно-богатого и тембрально-сочного голоса, ему явно недоставало культуры звуковедения, нюансировки и кантиленности, а его нижний регистр очень часто оказывался «проседавшим», «неозвученным».

Такую же «мощную» подпорку вокалистам составил Национальный филармонический оркестр России. Место за его дирижерским пультом занял маэстро из Петербурга Михаил Татарников, музыкант довольно компетентный и грамотный, но на сей раз в качестве гостя оркестра сотворить с ним нечто оптимистически творческое не смог. Аккомпанемент певцам и трактовки симфонических пьес – вступлений к «Аттиле» и «Травиате» Верди, а также интермеццо из «Сельской чести» Масканьи и «Манон Леско» Пуччини – предстали всего лишь «зачетными». И всё же вечер, задуманный Василием Ладюком с огромной любовью и душевным теплом по отношению к слушателям, несомненно, удался! Радость оперного праздника он вновь смог пробудить в наших сердцах…

реклама