С рождением оркестра, синьор Антонио!

«Antonio-orchestra» дебютировал в Москве

Игорь Корябин, 30.04.2015 в 21:39

«Antonio-orchestra» дебютировал в Москве

Рождение нового оркестра — это всегда событие. И хотя в таком огромном мегаполисе, как Москва, оркестров — больших и малых, полносоставных и камерных — сегодня впечатляюще много, возникновение еще одного творческого содружества музыкантов-единомышленников, несомненно, вселило надежду на новые впечатления, на встречу с новыми интересными программами, на то, что круг музыки вечен и лишь претерпевает закономерные этапы своего творческого обновления.

Сталкиваться с экономическими трудностями академической музыке приходилось во все времена, а сегодня эти проблемы дают о себе знать как никогда остро. Однако, несмотря на это, 24 апреля сего года очень спокойно и по-деловому, без всякой помпы и без громкого пиара, под эгидой Благотворительного фонда содействия развитию музыкальной культуры «Бельканто» в столице родился новый камерный коллектив «Antonio-orchestra».

Если вы думаете, что в его названии вторая часть «orchestra» — слово английское, то ошибаетесь,

ведь первая часть «Antonio» — это дань уважения величайшему итальянскому барочному гению первой половины XVIII века Антонио Вивальди. Следовательно, «orchestra» в данном случае — слово однозначно итальянское. И поэтому неслучайно, что для своего дебюта недавно созданный коллектив выбрал «Времена года» Вивальди — знаменитый цикл Концертов для скрипки с оркестром «Le quattro stagioni» (по-итальянски, «Четыре времени года»), в который вошли первые четыре из двенадцати скрипичных концертов, составивших опус с номером восемь (1723).

В исполнении «Antonio-orchestra» музыка Вивальди прозвучала под сводами Евангелическо-лютеранского кафедрального собора святых апостолов Петра и Павла в Старосадском переулке — концертной площадки в самом центре Москвы, которая, благодаря своей великолепной акустике, пользуется сегодня огромной популярностью.

Выступление «Antonio-orchestra» состоялось в рамках более широкой программы,

в которой были задействованы и другие исполнители, но в настоящих заметках речь идет исключительно о дебюте нового для Москвы коллектива. Единственное, без упоминания чего не обойтись, — то, что средние части каждого из четырех концертов Вивальди (№ 1 ми мажор «Весна», RV 269; № 2 соль минор «Лето», RV 315; № 3 фа мажор «Осень», RV 293; № 4 фа минор «Зима», RV 297) неожиданно прозвучали в полностью органном переложении (в концерте «Лето» — с частичной перекличкой с оркестром).

Такой подход максимально использует возможности самóй площадки: он обусловлен стремлением подарить публике звучание органа в акустике собора не только во время специально заявленных в программе органных номеров, но и заведомо расширишь палитру слушательских впечатлений.

И с этой инновационной задачей молодой органист Егор Колесов справился вполне достойно и музыкально убедительно,

так что приобретенный слушательский опыт оказался весьма интересным и однозначно позитивным.

Впечатляюще значимый творческий результат подготовительных, организационных и репетиционных усилий, предшествовавших первому появлению «Antonio-orchestra» на публике, оказался более чем очевидным: предъявленная музыкантами высокопрофессиональная игровая форма совершенно никаких сомнений не вызывала. И высокому уровню стилистически тонкого погружения в весьма непростой, поистине виртуозный барочный материал Вивальди оркестр во многом обязан своему «собирателю» Антону Паисову, занявшему пост его художественного руководителя и дирижера. Именно он взял на себя чрезвычайно кропотливую работу как по прослушиванию потенциальных соискателей на места в оркестре, так и по формированию его состава из числа выпускников Московской консерватории.

Сам Антон Паисов — также выпускник этого престижного музыкального вуза,

причем — по двум специальностям: флейта (2006 год, класс профессора Юрия Должикова) и оперно-симфоническое дирижирование (2014 год, класс профессора Владимира Понькина). В настоящее время игру на флейте музыкант весьма активно сочетает с деятельностью ассистента дирижера в Симфоническом оркестре Москвы «Русская филармония» (главный дирижер – Дмитрий Юровский). Естественно, что при создании собственного камерного коллектива, молодому музыканту весьма пригодились навыки практической работы в одном из лучших на сегодняшний день оркестров Москвы.

«Antonio-orchestra» был задуман своим основателем как камерный оркестр гайдновско-моцартовского состава.

В своей нынешней комплектации коллектив насчитывает 28 музыкантов (включая пару гобоев и пару валторн), однако в вечер своего дебюта он был представлен струнным составом в количестве 19 участников.

Тезис о том, что кадры решают всё, в сфере музыкального исполнительства актуален, кажется, как ни в какой иной сфере творческой деятельности, и высочайшее мастерство интерпретации партий солирующих скрипок в этот вечер уверенно продемонстрировали Деннис Гасанов («Весна», «Лето») и Александра Адьянова («Осень», «Зима»). При этом истинное благородство звуковой палитры оркестра, поразительная точность интонаций, эмоциональная насыщенность нюансов и тончайших переливов гармонически совершенной музыкальной фактуры Вивальди несла ощущение причастности к чему-то необъятно большому и доверительно светлому.

Первая проба оркестрового пера показала, что музыканты не просто исполняли музыку —

они словно растворялись в ней, наполняя акустически благодатное пространство собора флюидами своего искреннего мастерства.

В этот вечер даже сам Вивальди довольно улыбался на небесах! Так что с рождением оркестра, синьор Антонио!

Автор фото — Александр Мец

реклама

вам может быть интересно

Дивертисмент на конец эпохи Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Антонио Вивальди

Произведения

Времена года

просмотры: 4011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть