Фонд Елены Образцовой — ветеранам оперной сцены

Игорь Корябин, 31.12.2014 в 17:47

Елена Образцова

Вечер в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина в Москве

Лучше праздновать два Рождества, чем одно! Лучше встречать два Новых года, чем один! И лучше дарить тепло и заботу мастерам оперного искусства – ветеранам сцены, внесшим весьма значимый вклад в музыкальную культуру нашей страны, – чем не делать этого вовсе… Фонд Елены Образцовой – Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства – от этого важного и, безусловно, нужного дела не остается в стороне с момента своего основания. Премии 2014 года «За многолетнее служение вокальному искусству» Фондом Елены Образцовой, по уже сложившейся традиции, нашли своих номинантов незадолго до наступления Нового года, и это было уже третье по счету вручение подобного рода. Торжественный вечер, посвященный этому событию, состоялся в католическое рождество 25 декабря в уютной, почти домашней обстановке концертной гостиной Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина.

В 2014 году на премию «За многолетнее служение вокальному искусству» были номинированы пять персоналий. Среди них – четыре бывших солиста Большого театра России. Это бас Александр Ведерников (народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР); баритон Юрий Григорьев (народный артист РСФСР, профессор Московской консерватории); сопрано Клара Кадинская (заслуженная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории); меццо-сопрано Нина Новоселова (заслуженная артистка РСФСР). Среди номинантов – и бывшая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Галина Писаренко (народная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории). Из числа номинантов приехать на награждение не смог лишь Александр Ведерников, так что диплом о присуждении премии «отправился» к нему сам, что называется, с доставкой на дом.

Роль ведущей вечера взяла на себя директор Фонда Елены Образцовой Наталья Игнатенко. Об основных творческих вехах жизни мастеров прошлого гостям церемонии награждения напомнили архивные кадры большого видеоэкрана, и к концу мероприятия все номинанты стали лауреатами. Премией «За многолетнее служение вокальному искусству» они могут гордиться по праву, ведь каждый из них вписал свою яркую страницу в летопись вокального отечественного искусства, а многие, занимаясь активной педагогической деятельностью, до сих пор передают свой бесценный опыт молодым певцам. В рамках торжественной церемонии награждения состоялся небольшой, но достаточно любопытный концерт. Открытие и поддержка новых вокальных имен – краеугольная сфера деятельности Фонд Елены Образцовой, и пять участников концерта, выступивших в этот вечер, также относятся к числу исполнителей, в судьбе которых Фонд принимает весьма деятельное участие.

Вначале прозвучала Прелюдия до минор Рахманинова. Ее исполнил Виталий Гаврук. Он же взял на себя и роль концертмейстера вечера. Лишь сопрано Елена Гусева, открывшая концерт очень «спокойным» и незатейливым исполнением двух разноплановых хрестоматийных романсов Чайковского «Я ли в поле да не травушка была» и «Кукушка», выступила со своим аккомпаниатором Евгенией Лопухиной. Певица – лауреат I премии VII Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2009). Сегодня она – солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Вокальную эстафету перенял от нее совсем еще молодой тенор Игорь Морозов, лауреат премии Фонда Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве». Он – пока студент Академии хорового искусства имени Попова, но уже приглашенный солист театра «Геликон-Опера». Тем не менее, два своих номера – распевную народную песню «Ах, ты, душечка» и зажигательно-энергичный неаполитанский шлягер Луиджи Денцы «Funiculì, funiculà» – он представил всё еще как ученик, впрочем, возможно, и вправду многообещающий…

Из двух французских шлягеров, спетых Еленой Семеновой вполне добротно, но без стилистического изыска и шарма, на языке оригинала прозвучала лишь ария Маргариты «с жемчугом». Популярнейшую же миниатюру Делиба «Les filles de Cadix», которую как только у нас ни называют («Испанская песня», «Болеро» «Красавицы Кадикса»), пришлось слушать в абсолютно чуждой этому опусу русской фонетической версии. Елена Семенова – лауреат I премии I Международного вокального конкурса камерного искусства Елены Образцовой (2000), и сегодня она является солисткой театра «Геликон-Опера». Весьма любопытным и вполне удачным прецедентом стало также участие в концерте Дарьи Рубцовой, обладательницы высокого народного голоса, солистки Национального оркестра народных инструментов России имени Осипова. В ее исполнении мы услышали две вокальные зарисовки – «Катерину» в обработке Прокофьева и «Русскую песню» Свиридова.

Но самым сильным впечатлением вечера стало выступление солистки театра «Новая Опера» Анны Викторовой с двумя миниатюрами Глинки – мазуркой «К ней» и романсом «Заздравный кубок». Лауреат II премии V Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (Москва, 2006), сегодня Анна Викторова, обладательница голоса богатой природной фактуры, однозначно воспринимается как певица весьма опытная, вдумчивая, драматически выразительная и технически раскрепощенная. Концерт в Мемориальной усадьбе Ф.И. Шаляпина, однозначно убедил в том, что этому большому и сильному голосу оказались подвластны и тонкие оттенки камерной музыки Глинки. В лице этой исполнительницы русская вокальная школа мастеров XX века нашла достойную преемственность.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть