Десятый музыкальный фестиваль в Берлине

Анатолий Руднев, 08.10.2014 в 19:03

Десятый музыкальный фестиваль в Берлине

Со 2 по 22 сентября в Берлине проходил Десятый музыкальный фестиваль (Musikfest Berlin).

В нём приняли участие лучшие симфонические оркестры мира: на правах хозяев — Берлинские филармоники под управлением С. Рэттла и Штаатскапелла Берлина с Г. Дудамелем (музыкальный руководитель Капеллы Д. Баренбойм солировал), Штаатскапелла Дрездена с К. Тилеманом, Оркестр Концертгебау с М. Янсонсом, Лондонский симфонический оркестр (LSO) с Дж. Гардинером, Мюнхенские филармоники с заменившим скоропостижно скончавшегося Л. Маазеля С. Бычковым, Кёльнский оркестр западно-германского радио (WDR) с Ю.-П. Зарасте, Немецкий симфонический оркестр (DSO) Берлина с Т. Сохиевым, Кливлендский оркестр с Ф. Вельцер-Mёстом и многие другие.

Время фестиваля — три недели от конца периода летних отпусков до начала Октоберфеста, — важного фестиваля другой направленности, конкурировать с которым в Германии невозможно.

Программа фестиваля была довольно интенсивной: за три недели на площадках основного и камерного залов Берлинской филармонии

прошел 31 концерт, было исполнено 75 произведений 24-x композиторов 25-ю oркестрами.

Были сыграны как большие оркестровые произведения классиков (Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Мендельсона, Р. Штрауса, П. И. Чайковского и др.), так и многочисленные произведения наших современников (С. Губайдулиной, А. Шнитке, В. Римма и др).

Берлин — трехмиллионный город, в котором функционируют пять симфонических оркестров, три оперных театра. Вероятно, пресыщенностью берлинской публики можно объяснить полупустые залы на половине концертов, особенно вызывало недоумение пустовавшая четверть зала на Штаатскапелле Дрездена с К. Тилеманом, LSO с Дж. Гардинером и практически пустой зал на концертах WDR-оркестра и DSO Берлина.

Остановимся на самых интересных концертах, которые удалось посетить.

Штаатскапелла Берлина. Фортепианныe концерты Брамса. Солист — Д. Баренбойм, дирижер — Г. Дудамель.

Солист — Д. Баренбойм, дирижер — Г. Дудамель

Несомненно, концерты Брамса являются одними из самых сложных произведений для фортепиано. Д. Баренбойм в очередной раз удивил виртуозным исполнением, была продемонстрирована утонченная фразировка и необычайная изысканность туше. Оркестр точно следовал за солистом. На бис был сыгран ноктюрн Шопена — очень нежно и прозрачно.

Штаатскапелла Дрездена. Второй концерт для скрипки с оркестром С. Губайдулиной «In tempus praesens», Девятая симфония А. Брукнера. Дирижер — К. Тилеман, солист — Г. Кремер.

Гидон Кремер

В последнее время, маэстро Тилеман — известнейший исполнитель немецкой музыки — стал переключаться на другой репертуар. Выбор сочинения нашей соотечественницы в первом отделении был, с одной стороны, данью современной музыке, с другой стороны, произведение это у Губайдулиной — одно из наименее «авангардных», подходящее для консервативных слушателей, кроме того, это благодатная почва для виртуозности Гидона Кремера, которому посвящен ее Первый скрипичный концерт.

Оркестровка произведения минимизирует скрипки в оркестре, тем самым усиливая линию соло. Второй концерт Губайдулиной олицетворяет взаимодействие индивидуальности и брутального окружающего мира. Кремер эталонно исполнил сольную партию. На бис прозвучала «Серенада для скрипки» советско-украинского композитора В. Сильвестрова.

Кристиан Тилеман

Кристиан Тилеман дирижировал концертом Губайдулиной очень сдержанно, и только после паузы, в Девятой симфонии Брукнера, появилась экспрессия, сразу стало понятно — это его музыка. Считается, что эта симфония — прощание с жизнью, с миром. В интерпретации Тилемана — совершенно наоборот, симфония полна жизни: в скерцо ощущался накал, пламя, в адажио — рождение, свет. Каждая деталь была не только тщательно продумана, но и прочувствована и пережита, как дирижером, так и музыкантами, и, в итоге, великолепно представлена в виде цельного музыкального произведения. Почти час симфонии пролетел незаметно, в едином порыве оркестра, дирижера и слушателей.

Семен Бычков

Рихард Штраус, в связи с юбилеем, был широко представлен на Фестивале. Его произведения исполнялись в том числе Мюнхенскими филармониками с С. Бычковым и Оркестром Концертгебау под управлением М. Янсонса. Изначально у мюнхенцев была запланирована другая программа — третья симфония Брукнера, но, в связи со смертью Л. Маазеля и его заменой на С. Бычкова, программа была изменена — вечер был полностью штраусовский: первая часть состояла из «Дон Жуана» и Концерта для трубы с оркестром, во второй части была исполненa «Хельденлебен».

Марис Янсонс

Королевский оркестр Концертгебау под управлением М. Янсонса также сделал акцент на музыке Р. Штрауса. Были исполнены «Смерть и Просветление» и «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» (именно в такой последовательности). Исполнение первого произведения было мягким, романтичным и теплым. После окончания концерта зрители аплодировали стоя и очень долго не отпускали оркестр.

Кёльнский Оркестр западно-германского радио, дирижер — Ю. Зарасте. Ф. Шуберт, симфония C-Dur.

Кёльнский Оркестр западно-германского радио, дирижер — Ю. Зарасте

Оркестр, в свое время, с Г. Вандом записал одну из лучших интерпретаций до-мажорной симфонии Шуберта (RCA Victor). На концерте зал был полупустым, и это было cовершенно непривычно. Девятая симфония Шуберта была сыграна возвышенно, эмоционально и интеллектуально. Во время исполнения симфонии вспомнилась характеристика произведения, даннaя Р. Шуманом: «himmlisch» — «небесная». Дирижер сгенерировал колоссальную энергетику, и оркестр следовал за ним в «небесном направлении».

Немецкий симфонический оркестр (DSO), дирижер — Т. Сохиев. Сюита No. 3 П. И. Чайковского.

Сюита исполняется в Германии чрезвычайно редко, рядовому немецкому слушателю она практически неизвестна. Исполнение было необычайно красочным, ярким, полным различных характеров.

Немецкий симфонический оркестр (DSO), дирижер — Т. Сохиев

Единственный негатив — аплодисменты между частями (в зале Берлинской филармонии я это слышу впервые), причем не какие-тo случайные, а между всеми (!) частями, в основном из сектора С. Дело в том, что на этом концерте было довольно много слушателей по так называемому «доступному молодежному абонементу» со стоимостью билетов 6 Евро. Но нет худа без добра, как говорил Я. Хейфец, «значит в зале появилась новая публика».

Оркестр продемонстрировал замечательную форму: высочайший уровень и традиции, заложенные первым дирижером и основателем оркестра Ференцeм Фричаeм, бережно сохраняются. И не последнюю роль в этом играет Туган Сохиев. В кулуарах в числе немногочисленной публики (как и на предыдущем концерте зал был практически пустой) была замечена Катарина Вагнер, которая после концерта имела беседу с Сохиевым. Что даст этот разговор — новые постановки Вагнера в Москве, или наличие Сохиева в Байройте за пультом, покажет время.

Лондонский симфонический оркестр под управлением Дж. Гардинера. Ф. Мендельсон («Морская тишь»), Р. Шуман (Концерт для 4-х труб) и Пятая симфония Ф. Мендельсона («Реформационная»).

Лондонский симфонический оркестр под управлением Дж. Гардинера

Дирижер решил убрать стулья у скрипок и альтов, что, по моим наблюдениям, не вызвало восторга у последних. С другой стороны, если следовать этой логике — нужно было «поднять» весь оркестр. Надо отдать должное LSO — он великолепно звучит как в положении сидя, так и в положении стоя...

И как говорится, «last but not least» — симфонические циклы Шумана и Брамса в исполнении Берлинских филармоников под управлением С. Рэттла. Параллельно в фойе можно было купить диски с симфониями композиторов в первом выпуске новейшего звукозаписывающего лейбла Филармонии (CD — за 49 / винил — за 129 €).

С. Рэттл

Общие впечатления от симфоний Шумана: форсированные темпы, агрессивность, усиление рельефности, жирная музыкальная палитра, не свойственные композитору. К сожалению, Брамс был не лучше: монотонность, однообразная динамика, отсутствие развития, нервозность…

Таким вот непредвиденным сюрпризом закрылся Музыкальный фестиваль. Финальное исполнение четырех Симфоний Шумана и Брамса должно было бы в музыкальном плане стать венцом Фестиваля. Венца не получилось, получился эксперимент. С другой стороны, кому как не Берлинским филармоникам ломать традиции и осуществлять музыкальные эксперименты?

Фото автора

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть