Елена Образцова и её друзья в «Новой опере»

Елена Образцова, Фабио Мастранджело

6 июня 2014 года концертом «Елена Образцова представляет...» театр «Новая Опера» продолжил цикл «Звёзды мировой оперы». В концерте участвовала сама Елена Васильевна Образцова, другие ведущие солисты оперы (победители конкурсов разных лет, где председательствовала Образцова), оркестр «Новой оперы» и дирижер Фабио Мастранджело.

О первом концерте цикла, где участвовали Ильдар Абдразаков, Василий Ладюк и Кристина Мхитарян наш портал уже писал. В качестве ведущего тогда выступал Святослав Бэлза. Трагическая новость о его уходе не послужила поводом для отмены нынешнего концерта, подвижнику музыкального искусства лучшим памятником может быть только музыка.

Перед началом концерта собравшиеся почтили память Святослава Игоревича вставанием.

А место ведущего занял руководитель литературной части «Новой оперы» Михаил Сегельман.

Первоначальные планы были также скорректированы в связи с тем, что в концерте по неизвестным причинам не пел ранее заявленный тенор Хачатур Бадалян, чье отсутствие несколько огорчило собравшихся любителей вокального искусства. Не все в порядке, вероятно, было и у Ильи Кузьмина, который вышел только на сольные номера (арию Елецкого из «Пиковой дамы» и арию Ирода из «Иродиады» Массне, прозвучавшие, в целом, прилично, корректно, но несколько пригашенно, против обычных возможностей этого певца), а вот в большом дуэте из «Травиаты» его заменил Роман Бурденко, о котором мы подробнее расскажем чуть ниже.

Юлия Меннибаева, Алексей Татаринцев, Елена Образцова, Любовь Петрова

В остальном, мероприятие прошло сообразно своему высокому двойному статусу (одновременно часть «звездного» цикла «Новой оперы» и предъюбилейных торжеств Образцовой). Можно даже сказать, в чем-то оно было на стыке искусства высокого и народного — помимо присутствия на сцене всенародно любимой примадонны, никогда не пренебрегавшей телеэкраном для приближения своего искусства к массовому зрителю, тому способствовал и подбор номеров — популярная классика.

Что можно сказать о самой примадонне?

Лично я не могу отнести себя к тем унылым адептам академического искусства, которые сломали сотни копий вокруг темы, существует ли обоснованный срок, когда артист должен завершить карьеру и оставить сцену. Объективно, решать это не критикам, и даже, кроме случаев совсем уж больших проблем со здоровьем, не самому артисту, а зрителю и только ему. До тех пор, пока зрительский интерес есть, артист может и даже обязан петь.

Образцова зрителя не просто интересует, он ее любит, обожает до фанатизма.

В период «железного занавеса» у нас было не так много оперных звезд, которыми мы гордились на международном уровне. Елена Васильевна — одна из них. Ее последующая активность уже в «современной России» находилась далеко за пределами только пения — это и организаторский труд, и участие в благотворительности, и патронаж молодых артистов, и многочисленные конкурсы, дававшие старт новым звездам. Однако возможность увидеть живую легенду на сцене — это особый дар, и то, что такая возможность есть у новых поколений людей — в любом случае прекрасно.

Елена Образцова

Приятно поразил аккуратный подбор примадонной репертуара для нынешнего концертного выступления. Притом, что по числу сольных выходов она обошла всех, и это были очень разные по настроению номера, надо отметить грамотное распределение нагрузки. Комические «Кошки» (приписываемые Россини) и «Опьянение Периколлы» из оперетты Оффенбаха прозвучали как-то очень по-домашнему, и обыграны были на уровне самых лучших театральных капустников, умилительно до слез.

Так не поют для людей случайных, так поют для давних добрых друзей, которых любят и очень им доверяют.

Ария Шарлотты из «Вертера» Массне — напротив, драматическая краска, и, как ни удивительно, полный голос, мощная подача, искреннее переживание и проживание образа. Ну и конечно, Графиня из «Пиковой дамы» — это несомненный талисман Образцовой, она с певицей практически всю карьеру и воплощалась на самых великих сценах мира. Как бы вокально хороши не были новые звезды, примадонна на концерте была только одна!

За право быть рыцарем при гранд-даме поборолись два кавалера, но кто победил — решать только ей, мы воздержимся.

Алексей Татаринцев

Тенор Алексей Татаринцев вышел со своей коронной арией Ленского,

которая у него год от года становится только лучше, отточенней и совершенней, далее образ неисцелимого романтика был развернут еще ярче в каватине Ромео (из оперы Гуно «Ромео и Джульетта») и романсе Леандро (из сарсуэлы Соросабаля «Трактирщица из Порта»), было очень приятно видеть любимца публики «Новой оперы» в прекрасной вокальной форме.

Баритон Роман Бурденко — напротив, относительно новое лицо для московского зрителя, тем неожиданнее было его с первого номера (арии Веденецкого гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова) триумфальное покорение зала. Это обладатель очень яркого голоса и достойной школы, единственным недостатком которого, против безупречного произношения слов у Татаринцева, можно назвать не очень точную дикцию. Из западного репертуара ему достался Верди — как уже было сказано выше, он спел Жермона в дуэте из «Травиаты», а также монолог Форда из «Фальстафа».

Сложнейшая задача была у меццо-сопрано Юлии Меннибаевой

— она исполняла репертуар самой Образцовой (гадание Марфы из оперы «Хованщина» Мусоргского, третью арию Далилы из оперы «Самсон и Далила» Сен-Санса), и как показалось, несколько волновалась в связи с этим. Впрочем, совершенно напрасно: глубокий, густо окрашенный голос, способность к грамотной фразировке, задатки истинного музыкального художника — все это не прошло мимо внимания зрителей.

Юлия Меннибаева, Любовь Петрова

Сопрано Любовь Петрова, несмотря на то, что за ней тянется большой шлейф заслуг на Западе, понравилась меньше, да и пела она исключительно западный репертуар (Беллини, Верди, Пуччини), что для участия в юбилейной программе великой русской звезды, согласитесь, не совсем оправданно. Голос у нее хоть и очень мощный, и технически оснащенный, но не самого сладкозвучного тембра, с резковатой подачей;

актерски она активна, но набор приемов простоват, сводится, по большому счету, к голливудским штампам.

Все это, может быть, и здорово для очень большой сцены, но для почти семейного юбилейного вечера оказалось не самым эффективно работающим инструментом. А вот дуэт обеих исполнительниц — бессмертная «Баркарола» из «Сказок Гофмана» Оффенбаха публику очень воодушевил.

В концерте также участвовал специальный гость — виолончелист Борислав Струлёв, благодаря которому «Дуэт кошек» превратился в арию меццо-сопрано с виолончелью. Кроме того, он исполнил соло в «Медитации Таис» Массне — интерпретация получилась достаточно непривычная, реализованная в каком-то почти джазовом ключе.

Елена Образцова и Борислав Струлёв

Впрочем, поскольку мы знаем дирижера концертов цикла «Звёзды мировой оперы» Фабио Мастранджело как человека раскованного и азартного, да и сама хозяйка вечера Елена Образцова всегда была открыта для эксперимента, то

мы и не ожидали от мероприятия совсем академической строгости.

А вот доброй шутки и умения не только озадачить, но и развлечь публику — ожидали, и ожидания эти в лучшем смысле оправдались.

Завершая анализ, хотелось бы высказать следующее наблюдение. В последнее время в адрес театра «Новая опера» нередко приходилось слышать упреки, мол, хороша в нем стала только концертная деятельность, а премьеры опер редки и неоднозначны, и даже спектакли постоянного репертуара быстро теряют энергетику и угасают. И хотелось с ними тогда поспорить, что не количеством премьер, а певцами силен театр.

Однако посещая последние мероприятия, видя все новые именно концертные премьеры, а также «награждение сольными концертами» даже не самой первой величины звезд театра, приходится поневоле согласиться:

да, чем дальше, тем больше театр становится «концертным залом».

Это не значит, что это плохо — как определенный этап эволюции коллектива это вполне допустимо. Но в идеале оперный театр — это, в первую очередь, место, где ставятся хорошие оперные спектакли. Их-то мы и будем с нетерпением ждать.

Автор фото — Д. Кочетков

реклама