Ренессанс шедевра Монтеверди

«Вечерня Пресвятой Девы Марии» впервые прозвучала в России

«Alta Capella»

В этом году Международный фестиваль музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (13 мая – 7 июня) Москва принимает уже в четвертый раз. Он проходит при поддержке Московской консерватории, и за свои предыдущие сезоны успел занять место одного из интереснейших и явно любимых меломанами событий музыкальной жизни столицы.

В рамках фестиваля на базе консерватории также прошла и II Международная научно-практическая конференция «Музыкальная иконография: культура Запада и культура Востока» (13 и 14 мая). Организатором ее проведения выступил научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки, и, таким образом, под фестивальную идею была подведена солидная теоретическая основа.

Практическую часть этой конференции составили лекции, мастер-классы и совместные концерты известных зарубежных мастеров в области старинной музыки со студентами, принявшими участие в этих мастер-классах, а также музыкантами ансамбля старинной музыки «Alta Capella», в состав которого входят выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории.

Сегодня «Alta Capella» — первый и единственный в России ансамбль старинных медных духовых инструментов.

С этого он начинался, но постепенно аккумулировал в своем составе исполнителей на экзотических старинных инструментах других необходимых ансамблевых групп. Художественный руководитель этого коллектива Иван Великанов – одновременно автор концепции и художественный руководитель фестиваля «La Renaissance», а сам коллектив «Alta Capella» – его постоянный участник.

В афише нынешнего года старинная французская музыка распадается на два тематических блока – «Музыку для траверс-флейты в эпоху Просвещения» и «Песнопения французского двора времен Людовика XIII и Людовика XIV» (Малый зал консерватории). Но наряду с этим в фестивальной афише вы найдете и концерт, представляющий древнее искусство азербайджанского мугама (Конференц-зал консерватории).

Важно то, что в обоих случаях в Москве не обошлось без музыкантов, которые в своих национальных культурах специализируются на старинном аутентичном исполнительстве. В этом аспекте необходимая соответствующая поддержка фестивалю была оказана как Французским институтом, так и Посольством Республики Азербайджан. И фигура прибывшего в Москву французского участника одного из названных мероприятий, тенора-аутентиста Жана-Франсуа Новелли, сразу же отсылает нас еще к одному фестивальному событию.

Это событие, при всей эксклюзивности уже названных музыкальных страниц фестиваля, стало однозначно главным, центральным. Речь идет о первом исполнении в России знаменитого шедевра Клаудио Монтеверди «Вечерня Пресвятой Девы Марии» («Vespro della Beata Vergine») – знаменитой «коллекции» духовных пьес, изданной в Венеции в 1610 году.

В первый день июня при полном стечении заинтересованной и явно искушенной публики, жаждущей новых музыкальных открытий, исполнение одного из важнейших произведений в истории музыки добаховского периода состоялось в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России).

В акустике этого храма, изумительно дружественной подобного рода музыке, названный фестивальный проект стал настоящей сенсацией.

Для подлинного восторга музыкального восприятия ренессансной музыки – незабываемого и грандиозного – адекватная акустическая среда предстает условием исключительно важным, но всё же лишь необходимым. Музыку, созданную гением композитора, в том числе и духовную, всегда творят музыканты. И на этот раз в основу убедительного залога художественной достаточности, которая и обусловила сенсацию, легло именно духовно-творческое единение всех участников этого исполнения, их мастерски отточенное владение стилистикой изысканно тонкого и весьма непростого музыкального материала.

Душой интернациональной исполнительской команды, творческий костяк которой составили музыканты из России, но в которой также присутствовали единичные представители Великобритании, Франции, Колумбии и Литвы, стал музыкальный руководитель проекта, британец Эндрю Лоуренс-Кинг. Один из мировых лидеров в области старинной музыки и барочного жеста управлял исполнением из секции continuo, ведя свою партию на итальянской барочной арфе. Парной исполнительницей на инструменте такого же типа в этом проекте была Катерина Кинг (Россия – Великобритания). Она же явилась автором перевода текстов «Вечерни», который пришелся очень кстати, ведь публика имела возможность воспользоваться им во время концерта.

В десятке певцов обсуждаемого исполнения (это количество соответствует максимальному числу певческих голосов в ансамблях) тенор-альтино Карлос Гомес представлял Колумбию, уже названный тенор Жан-Франсуа Новелли – Францию, бас Нериюс Масевичюс – Литву. Остальные певцы – исполнители отечественные: Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (сопрано), Михаил Нор (тенор-альтино), Тигран Матинян (тенор), Тарас Ясенков (тенор), Владимир Красов (баритон), Евгений Скурат (бас).

В расширенном составе ансамбля «Alta Capella» в день первого исполнения в России «Вечерни» Монтеверди было задействовано пятнадцать музыкантов.

Руководитель коллектива Иван Великанов оказался занят в целой веренице инструментальных партий

(цинк, блок-флейты, орган-позитив, регаль). Вместе с ним в этот вечер музицировали Максим Емельянычев (цинк, блок-флейты), Александра Михеева (сакбут-альт), Егор Павлов (сакбут-тенор), Евгений Кожаров (сакбут-тенор), Михаил Оленев (сакбут-бас), Мария Крестинская (барочная скрипка), Евгения Назарова (барочная скрипка), Дарья Маглеваная (барочный альт), Александр Гулин (виола да гамба), Петр Айду (теорба), Олег Чернышев (теорба), Константин Щенников (архилютня), Юлия Успенская (орган-позитив), Сергей Лукашук (регаль).

Пусть это длинное перечисление исполнителей – певцов и инструменталистов с их экзотическими инструментами – и предстало нескончаемо монотонным и скучным, уверенно можно сказать: оно абсолютно необходимо и полностью оправданно. Первое представление раритетного для России опуса Монтеверди явственно показало, что

существенный вклад каждого из музыкантов в единое инструментально-вокальное звучание, безусловно, не только требует, но и заслуживает этого.

Вклад каждого из них, восхитительно «растворяясь» в гармонии этой упоительной партитуры, завораживающей своей красотой и первозданностью, рождает совершенно уникальное ощущение музыкальной органичности, рождает «момент истины» музыкально-вечного целого.

Помимо десяти солистов, специальной хоровой единицей (тем более двумя самостоятельными хорами) это исполнение не располагало: десять певцов взяли на себя как партии солистов, так и функции хора. Предъявленное публике музыкальное целое было одновременно и хором, и ансамблево-инструментальной «симфонией», и сольными вокальными высказываниями, и певческими ансамблями в различных сочетаниях голосов, и перекличкой вокальных и инструментальных партий. И всё это оживало и переливалось красками мироздания в весьма богатом и разнообразном по форме каскаде музыкальных пьес, которые и составляют внушительный корпус всего опуса Монтеверди.

Подход к инструментальным партиям и вокальному звуковедению в нем настолько отличается от привычных нам устоев классической музыкальной традиции, в основном унаследованной из XIX века, что взгляд на место певческого голоса в музыкальной табели о рангах начала XVII века сегодня производит в голове просто настоящую «революцию».

От ренессансного певческого голоса требуется поистине инструментальная точность и филигранность,

стопроцентное слияние с тембрально-звуковой инструментальной палитрой аккомпанемента. Как показало обсуждаемое исполнение «Вечерни» Монтеверди, практически все голоса певцов – а они не отличаются ни большим объемом эмиссии, ни какими-то выделяющимися природными особенностями – берут в плен благодаря своей стилистической адекватности, полетности и «прозрачности», а вся их поистине магическая сила заключена во всеобъемлющей ансамблевости. Так что говорить о каждом голосе в отдельности сложно: лишь засверкав всеми гранями единого музыкального кристалла, они начинают околдовывать, начинают властно поглощать слух в свою «небесную» ауру.

Слуховые ощущения от ренессансного инструментария, несмотря на всю тембральную экзотичность его звучания, всё же оказались гораздо привычнее и естественнее вокальных.

При этом в оркестре ощущалась поразительная сыгранность,

которая, по всей видимости, далась музыкантам ценой скрупулезного репетиционного процесса. Маэстро Лоуренс-Кинг, возглавивший группу continuo, поработал с ней на славу. На сей раз в нее вошли орган-позитив, регаль (язычковый орган), теорбы (басовые лютни) и барочные арфы. Но и солирующие инструменты (струнная группа, а также деревянные и медные духовые) звучали великолепно.

Давая эпитетную оценку партитуре «Вечерни», маэстро Лоуренс-Кинг утверждает, что «сладкие переливы музыки Монтеверди сочетают интеллектуальную утонченность виртуозной полифонии с небесным ритмом и проникновенной страстью, дабы восславить высшую радость». Лучше, кажется, и не сказать, ведь высшая радость и есть именно то невероятно сильное ощущение, которое это исполнение и принесло.

Сей грандиозный духовный корпус на библейские тексты включает в себя такие литургические элементы, как вводная пара версикула и респонсория «Deus in adjutorium / Domine ad adjuvandum», псалмы «Dixit Dominus», «Laudate pueri», «Laetatus sum», «Nisi Dominus», «Lauda Jerusalem», сонату «Sancta Maria ora pro nobis», гимн «Ave maris stella» и «Magnificat». Они перемежаются с экстралитургическими частями – духовными концертами (или мотетами) «Nigra sum», «Pulchra es», «Duo Seraphim», «Audi coelum».

Возможно, духовные концерты, опубликованные в сборнике 1610 года — это альтернатива полагающимся традиционным антифонам,

которые в нем отсутствуют, а возможно, и нет. Впрочем, в литургии «особого праздника» в зарубежной практике сегодня они зачастую «домысливаются» (реконструируются) по формульным канонам одноголосных григорианских кантов. В подобных случаях в корпус «Вечерни» могут внедряться не только григорианские антифоны (перед каждым из пяти псалмов и «Magnificat»), но также и другие элементы, к примеру, в финале всего опуса после «Magnificat» могут парно следовать «Oratio» (молитва Господу) и «Benedicamus Domino» (его благодарение). Всех этих расширений в обсуждаемом исполнении не было, но на значимость премьеры «Вечерни» Монтеверди в России это нисколько не повлияло.

Особый и удивительно светлый праздник в наши сердца, несомненно, пришел – и он навсегда в них останется!

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама