Ренессанс шедевра Монтеверди

«Вечерня Пресвятой Девы Марии» впервые прозвучала в России

Игорь Корябин, 05.06.2014 в 01:24

«Alta Capella»

В этом году Международный фестиваль музыки эпохи Возрождения «La Renaissance» (13 мая – 7 июня) Москва принимает уже в четвертый раз. Он проходит при поддержке Московской консерватории, и за свои предыдущие сезоны успел занять место одного из интереснейших и явно любимых меломанами событий музыкальной жизни столицы.

В рамках фестиваля на базе консерватории также прошла и II Международная научно-практическая конференция «Музыкальная иконография: культура Запада и культура Востока» (13 и 14 мая). Организатором ее проведения выступил научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки, и, таким образом, под фестивальную идею была подведена солидная теоретическая основа.

Практическую часть этой конференции составили лекции, мастер-классы и совместные концерты известных зарубежных мастеров в области старинной музыки со студентами, принявшими участие в этих мастер-классах, а также музыкантами ансамбля старинной музыки «Alta Capella», в состав которого входят выпускники, студенты и аспиранты Московской консерватории.

Сегодня «Alta Capella» — первый и единственный в России ансамбль старинных медных духовых инструментов.

С этого он начинался, но постепенно аккумулировал в своем составе исполнителей на экзотических старинных инструментах других необходимых ансамблевых групп. Художественный руководитель этого коллектива Иван Великанов – одновременно автор концепции и художественный руководитель фестиваля «La Renaissance», а сам коллектив «Alta Capella» – его постоянный участник.

В афише нынешнего года старинная французская музыка распадается на два тематических блока – «Музыку для траверс-флейты в эпоху Просвещения» и «Песнопения французского двора времен Людовика XIII и Людовика XIV» (Малый зал консерватории). Но наряду с этим в фестивальной афише вы найдете и концерт, представляющий древнее искусство азербайджанского мугама (Конференц-зал консерватории).

Важно то, что в обоих случаях в Москве не обошлось без музыкантов, которые в своих национальных культурах специализируются на старинном аутентичном исполнительстве. В этом аспекте необходимая соответствующая поддержка фестивалю была оказана как Французским институтом, так и Посольством Республики Азербайджан. И фигура прибывшего в Москву французского участника одного из названных мероприятий, тенора-аутентиста Жана-Франсуа Новелли, сразу же отсылает нас еще к одному фестивальному событию.

Это событие, при всей эксклюзивности уже названных музыкальных страниц фестиваля, стало однозначно главным, центральным. Речь идет о первом исполнении в России знаменитого шедевра Клаудио Монтеверди «Вечерня Пресвятой Девы Марии» («Vespro della Beata Vergine») – знаменитой «коллекции» духовных пьес, изданной в Венеции в 1610 году.

В первый день июня при полном стечении заинтересованной и явно искушенной публики, жаждущей новых музыкальных открытий, исполнение одного из важнейших произведений в истории музыки добаховского периода состоялось в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Евангелическо-Лютеранская Церковь Европейской части России).

В акустике этого храма, изумительно дружественной подобного рода музыке, названный фестивальный проект стал настоящей сенсацией.

Для подлинного восторга музыкального восприятия ренессансной музыки – незабываемого и грандиозного – адекватная акустическая среда предстает условием исключительно важным, но всё же лишь необходимым. Музыку, созданную гением композитора, в том числе и духовную, всегда творят музыканты. И на этот раз в основу убедительного залога художественной достаточности, которая и обусловила сенсацию, легло именно духовно-творческое единение всех участников этого исполнения, их мастерски отточенное владение стилистикой изысканно тонкого и весьма непростого музыкального материала.

Душой интернациональной исполнительской команды, творческий костяк которой составили музыканты из России, но в которой также присутствовали единичные представители Великобритании, Франции, Колумбии и Литвы, стал музыкальный руководитель проекта, британец Эндрю Лоуренс-Кинг. Один из мировых лидеров в области старинной музыки и барочного жеста управлял исполнением из секции continuo, ведя свою партию на итальянской барочной арфе. Парной исполнительницей на инструменте такого же типа в этом проекте была Катерина Кинг (Россия – Великобритания). Она же явилась автором перевода текстов «Вечерни», который пришелся очень кстати, ведь публика имела возможность воспользоваться им во время концерта.

В десятке певцов обсуждаемого исполнения (это количество соответствует максимальному числу певческих голосов в ансамблях) тенор-альтино Карлос Гомес представлял Колумбию, уже названный тенор Жан-Франсуа Новелли – Францию, бас Нериюс Масевичюс – Литву. Остальные певцы – исполнители отечественные: Екатерина Либерова (сопрано), Анастасия Бондарева (сопрано), Михаил Нор (тенор-альтино), Тигран Матинян (тенор), Тарас Ясенков (тенор), Владимир Красов (баритон), Евгений Скурат (бас).

В расширенном составе ансамбля «Alta Capella» в день первого исполнения в России «Вечерни» Монтеверди было задействовано пятнадцать музыкантов.

Руководитель коллектива Иван Великанов оказался занят в целой веренице инструментальных партий

(цинк, блок-флейты, орган-позитив, регаль). Вместе с ним в этот вечер музицировали Максим Емельянычев (цинк, блок-флейты), Александра Михеева (сакбут-альт), Егор Павлов (сакбут-тенор), Евгений Кожаров (сакбут-тенор), Михаил Оленев (сакбут-бас), Мария Крестинская (барочная скрипка), Евгения Назарова (барочная скрипка), Дарья Маглеваная (барочный альт), Александр Гулин (виола да гамба), Петр Айду (теорба), Олег Чернышев (теорба), Константин Щенников (архилютня), Юлия Успенская (орган-позитив), Сергей Лукашук (регаль).

Пусть это длинное перечисление исполнителей – певцов и инструменталистов с их экзотическими инструментами – и предстало нескончаемо монотонным и скучным, уверенно можно сказать: оно абсолютно необходимо и полностью оправданно. Первое представление раритетного для России опуса Монтеверди явственно показало, что

существенный вклад каждого из музыкантов в единое инструментально-вокальное звучание, безусловно, не только требует, но и заслуживает этого.

Вклад каждого из них, восхитительно «растворяясь» в гармонии этой упоительной партитуры, завораживающей своей красотой и первозданностью, рождает совершенно уникальное ощущение музыкальной органичности, рождает «момент истины» музыкально-вечного целого.

Помимо десяти солистов, специальной хоровой единицей (тем более двумя самостоятельными хорами) это исполнение не располагало: десять певцов взяли на себя как партии солистов, так и функции хора. Предъявленное публике музыкальное целое было одновременно и хором, и ансамблево-инструментальной «симфонией», и сольными вокальными высказываниями, и певческими ансамблями в различных сочетаниях голосов, и перекличкой вокальных и инструментальных партий. И всё это оживало и переливалось красками мироздания в весьма богатом и разнообразном по форме каскаде музыкальных пьес, которые и составляют внушительный корпус всего опуса Монтеверди.

Подход к инструментальным партиям и вокальному звуковедению в нем настолько отличается от привычных нам устоев классической музыкальной традиции, в основном унаследованной из XIX века, что взгляд на место певческого голоса в музыкальной табели о рангах начала XVII века сегодня производит в голове просто настоящую «революцию».

От ренессансного певческого голоса требуется поистине инструментальная точность и филигранность,

стопроцентное слияние с тембрально-звуковой инструментальной палитрой аккомпанемента. Как показало обсуждаемое исполнение «Вечерни» Монтеверди, практически все голоса певцов – а они не отличаются ни большим объемом эмиссии, ни какими-то выделяющимися природными особенностями – берут в плен благодаря своей стилистической адекватности, полетности и «прозрачности», а вся их поистине магическая сила заключена во всеобъемлющей ансамблевости. Так что говорить о каждом голосе в отдельности сложно: лишь засверкав всеми гранями единого музыкального кристалла, они начинают околдовывать, начинают властно поглощать слух в свою «небесную» ауру.

Слуховые ощущения от ренессансного инструментария, несмотря на всю тембральную экзотичность его звучания, всё же оказались гораздо привычнее и естественнее вокальных.

При этом в оркестре ощущалась поразительная сыгранность,

которая, по всей видимости, далась музыкантам ценой скрупулезного репетиционного процесса. Маэстро Лоуренс-Кинг, возглавивший группу continuo, поработал с ней на славу. На сей раз в нее вошли орган-позитив, регаль (язычковый орган), теорбы (басовые лютни) и барочные арфы. Но и солирующие инструменты (струнная группа, а также деревянные и медные духовые) звучали великолепно.

Давая эпитетную оценку партитуре «Вечерни», маэстро Лоуренс-Кинг утверждает, что «сладкие переливы музыки Монтеверди сочетают интеллектуальную утонченность виртуозной полифонии с небесным ритмом и проникновенной страстью, дабы восславить высшую радость». Лучше, кажется, и не сказать, ведь высшая радость и есть именно то невероятно сильное ощущение, которое это исполнение и принесло.

Сей грандиозный духовный корпус на библейские тексты включает в себя такие литургические элементы, как вводная пара версикула и респонсория «Deus in adjutorium / Domine ad adjuvandum», псалмы «Dixit Dominus», «Laudate pueri», «Laetatus sum», «Nisi Dominus», «Lauda Jerusalem», сонату «Sancta Maria ora pro nobis», гимн «Ave maris stella» и «Magnificat». Они перемежаются с экстралитургическими частями – духовными концертами (или мотетами) «Nigra sum», «Pulchra es», «Duo Seraphim», «Audi coelum».

Возможно, духовные концерты, опубликованные в сборнике 1610 года — это альтернатива полагающимся традиционным антифонам,

которые в нем отсутствуют, а возможно, и нет. Впрочем, в литургии «особого праздника» в зарубежной практике сегодня они зачастую «домысливаются» (реконструируются). В подобных случаях после «Magnificat» в финале могут следовать «Oratio» (молитва Господу) и «Benedicamus Domino» (его благодарение). Всех этих расширений в обсуждаемом исполнении не было, но на значимость премьеры «Вечерни» Монтеверди в России это нисколько не повлияло.

Особый и удивительно светлый праздник в наши сердца, несомненно, пришел – и он навсегда в них останется!

реклама

вам может быть интересно

Русский характер Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Клаудио Монтеверди

Словарные статьи

барокко

просмотры: 4045



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть