Аппиевой дорогой к модерну

«Carmina Burana, или Колесо фортуны»

14 мая в Казани стартует знаменитый и старейший в России Международный балетный фестиваль имени Р. Нуреева.

Форум будет 27-м по счету и продлится как обычно две недели.

Откроет фестиваль премьера мистерии «Carmina Burana, или Колесо фортуны» на музыку Карла Орфа в хореографии Александра Полубенцева (14 и 15 мая). За дирижерский пульт встанет маэстро Андрей Аниханов. Хоровая составляющая будет представлена в полном объеме.

Казанская балетная афиша достаточно богата постановками императорской и советской классики — здесь идет все от «Жизели», «Лебединого озера», «Баядерки» до «Шурале» и «Спартака». Современная хореография, с ее установкой на мобильных артистов неклассического амплуа, входит в репертуар крайне медленно. Вкусы местных зрителей пока достаточно консервативны. Однако новая «Carmina Burana» обязательно изменит привычный казанский танц-пейзаж. Тем более что артисты и зрители получат «подкрепление» из Германии.

В этом году сюрпризом фестиваля станет не только приезд именитых танцовщиков для участия в старых постановках театра, но и двухдневная гастроль Дортмундского балета (19, 20 мая), руководимого китайским хореографом Син Пэн Вангом. Немецкая компания привозит сразу два спектакля — «Сказки Венского леса» на музыку И. Штрауса и А. Берга в хореографии Син Пэн Ванга и вечер одноактных балетов У. Форсайта, А. Экмана и Д. Ли.

«Сказки Венского леса» — это танцевальное переложение пьесы известного венгерского драматурга Эдёна фон Хорвата (1901-1938). Содержание пьесы мрачное, но в какой-то степени балетное. Речь в так называемой сказке идет о покойниках, которые, согласно старой венской традиции, раз в год имеют возможность встать из могил и попробовать переиграть свою судьбу… Почти второй акт «Жизели». Хореограф разрабатывает в своем балете одну из историй Хорвата.

На вечере одноактных балетов, который идет в Германии под названием «Три цвета», вестфальцы покажут самый, наверное, пробаланчиновский балет Уильяма Форсайта «Головокружительное упоение точностью» на музыку финала Девятой симфонии Шуберта, забавные «Кактусы» Александра Экмана на музыку Бетховена, Гайдна и Шуберта и новенький опус Дагласа Ли «PianoPiece» на музыку Андриссена, Хенне, Мейеринга, Ван Вена и Шуберта, поставленный хореографом специально для Дортмундского балета.

Это все вместе взятое — свое премьерное и немецкое гастрольное — встряхнет казанских зрителей, которые уже давно запаслись билетами на весь фестиваль. В кассах уже ничего не осталось.

Из традиционных ценностей на фестивале покажут «Жизель» с примой Большого театра Светланой Захаровой и премьером МАМТа Сергеем Полуниным (16 мая).

В «Лебедином озере» (17 мая) выйдет в партии Одетты-Одиллии балерина из Королевского Балета Ковент-Гардена миниатюрная бразильянка Роберта Маркеш, некогда предъявленная миру самой Наталией Макаровой. Ее партнером станет солист балета Майями Роландо Сарабиа. Спектакль идет в новом оформлении киевских художников Анны Ипатьевой и Андрея Злобина.

В «Дон Кихоте» (18 мая) заявлена кубинка Адиарис Алмейда (Китри), гастролирующий по миру премьер Бостонского балета, недавний участник гала-концерта звезд «Dance Open» Джозеф Гатти (Базиль), и ведущий солист Большого театра Андрей Меркурьев (Эспада).

В премьерном составе покажут «Золотую Орду» Р. Ахияровой (22 мая).

В «Баядерке» (23 мая) станцуют гости из Мариинского театра Оксана Скорик (Никия) и Кимин Ким (Солор), и «беглянка» из Большого театра, ныне солистка «Кремлевского балета», американка Джой Уомак. Последней предстоит ответственный дебют в роли злой дочери Раджи — Гамзатти.

25 мая лучшими силами труппы будет исполнен балет «Спартак» в постановке Конвтуна (М. Тимаев — Спартак, Н. Канетов — Красс, К. Андреева — Ливия).

Завершится фестиваль 27 и 28 мая гала-концертами звезд мирового балета. Точная программа концертов пока не объявлена.

реклама