Пасхальное музыкальное чудо из Германии

Прямая трансляция открытия Пасхального фестиваля в Баден-Бадене

Игорь Корябин, 28.04.2014 в 12:58

Соль Габетта

Прямая трансляция открытия Пасхального музыкального фестиваля в Баден-Бадене для Арт-объединения «CoolConnection», хорошо знакомого нам по организации прямых (а также повторных) трансляций из нью-йоркского театра «Метрополитен-опера», в череде приобщения отечественной публики к знаковым музыкальным событиям за рубежом, стала первым экспериментом подобного рода. И этот эксперимент, несомненно, удался на славу.

Возможность стать его живым «киносвидетелем» представилась 20 апреля — в день Светлой Пасхи Христовой, в нынешнем году удачно совпавшей у католиков и православных. К трансляциям были подключены кинотеатры сети «Формула кино» в шести городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Краснодаре, Рязани и Сыктывкаре. Автор этих строк побывал на показе в московском кинотеатре «Формула кино Горизонт».

Такой всемирно известный бренд, как Берлинский филармонический оркестр, присутствовавший в афише названного трансляционного мероприятия, уже сам по себе настраивал на высокую планку музыкального качества. Имя маэстро-небожителя сэра Саймона Рэттла, нынешнего художественного руководителя коллектива и фестиваля, занявшего место за дирижерским пультом, этот настрой лишь только усиливало.

Творчество молодой, но уже достаточно известной на Западе виолончелистки Соль Габетты, солировавшей в концерте Элгара (произведении, не часто звучащем в отечественных залах), лично мне до нынешней трансляции было совершенно незнакомо. Несомненный интерес к ее участию в концерте подогревало то, что это был дебют с берлинскими «филармониками». Но еще больше интриговало то, что биография солистки позиционировала ее как аргентино-французскую исполнительницу русского (!) происхождения: всё дело в том, что после революции 1917 года ее прародители (дедушка с бабушкой) еще детьми оказались во Франции.

На открытии Пасхального фестиваля под сводами Театрально-концертного зала (Festspielhaus), рассчитанного на 2500 мест и обладающего великолепной акустикой, прозвучали сочинения, явно выбивающиеся из мейнстрима широкого слушательского восприятия. За исключением опуса XIX века, вступления в опере Вагнера «Лоэнгрин» (1850), у истинных меломанов давно уже приобретшего статус свободно конвертируемой музыкальной валюты, программу концерта-открытия составили два признанных шедевра XX века – «Весна священная» Игоря Стравинского (1913) и уже упомянутый Концерт ми минор для виолончели с оркестром Эдуарда Элгара (1919). Музыкальный послевоенный авангард XX века был представлен «Атмосферами» для большого симфонического оркестра (1961), созданными удачно эмигрировавшим на Запад венгерским композитором Дьёрдем Лигети (1923 – 2006) и принесшими ему первую мировую славу.

Программа была скроена и представлена на редкость изящно и стильно: медитативные шумовые «вибрации» «Атмосфер» Лигети, поначалу погрузившие в трансцендентальные раздумья, буквально нон-стоп – и в этом была несомненная изюминка! – продолжились лирически протяжной атакой струнных, ознаменовавшей начало упоительно-красивого в своей философской созерцательности вступления к вагнеровскому «Лоэнгрину». Эта смычка нового и старого оказалась насколько неожиданной, настолько и чрезвычайно эффектной: из упорядоченного музыкального хаоса XX века вдруг возникла героическая романтика века-предшественника, а музыка Вагнера с завораживающей широтой ее легатных линий предстала во всем великолепии психологических нюансов и оттенков.

Сегодня, с позиций XXI века, новые для своего времени живописно «колючие», изобретательно дерзкие ритмы властно проникающей в сознание музыки Стравинского и восхитительные «драматические гармонии» Элгара, кажется, последнего английского композитора-романтика (1857 – 1934), предстают незыблемой классикой, и уже с трудом верится в то, что оба опуса на премьере постигло фиаско.

Успех нынешнего исполнения был просто ошеломительным! Виолончель, послушная уверенно техничному смычку очаровательной блондинки с русскими корнями, пела свою сольную песнь потрясающе красивым, бархатно-мягким, полновесно живым звуком. В нем была и душа, и надрыв, и светлая печаль – словом, всё, чтобы влюбиться в эту музыку раз и навсегда. «Весна священная» как величайший парад поистине безграничных возможностей симфонических инструментов поразила высочайшим уровнем соло всех без исключения оркестровых групп, а роскошное качество картинки и цифрового звука было просто фантастическим!

Курортный Баден-Баден по праву знаменит не только лечебными водами, но и своим Фестшпильхаусом, который в 2002 году возник здесь на месте бывшего железнодорожного вокзала: его здание превращено теперь в зрительское фойе. Музыкально-театральная и концертная жизнь не замирает здесь в течение всего года, а Пасхальный фестиваль, существующий в этих стенах всего лишь третий год, – одна из ярких страниц этой жизни. И даже один только миг виртуального приобщения к здешней фестивальной атмосфере, вобравшей в себя дух высочайшей академичности и респектабельности, с неизбежностью претендует быть названным настоящим Пасхальным музыкальным чудом из Германии!

На фото: Соль Габетта

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть