«Ужель та самая Татьяна?»

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре

Опера «Евгений Онегин» в Мариинском театре

Новая постановка оперы «Евгений Онегин» — бесспорная творческая удача Мариинского театра.

Спектакль режиссёра Алексея Степанюка покоряет бережным отношением к замыслу Чайковского, выразившемся в единстве «звучащего» и «происходящего» на сцене. Презрев принцип, по которому оперная партитура — лишь повод для создания собственной режиссёрской концепции, по сути, «нового» спектакля, Степанюк с полным знанием дела «всего лишь» раскрыл всё то, что было заложено в музыку гениальным русским композитором. Не в этом ли истинное предназначение интерпретатора?!

Несколькими точными штрихами сценографу Александру Орлову удалось в каждой картине создать нужное настроение, соответствующее эмоциональному строю музыки.

Море красно-жёлто-зелёных яблок, рассыпанных по полу, — беззаботно-весёлая атмосфера в саду усадьбы Лариных. Засохшие поваленные деревья — опустошённость Татьяны после отповеди Онегина, разбившей девичью мечту о любви и счастье. Пустая сцена, на которой лишь вращающееся колесо, символизирующее неотвратимый бег времени, изменчивость фортуны — сцена дуэли на заброшенной мельнице. Мрачная чёрно-серая Нева и Петропавловская крепость сквозь большие окна — предвестник трагической развязки, чопорный бал в Петербурге.

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре

Изысканные костюмы по моде XIX века Ириной Чередниковой выгодно подчёркивают молодость и красоту главных героев. Именно на молодых певцов была сделана ставка музыкальным руководителем постановки Валерием Гергиевым, и она себя полностью оправдала.

2 февраля на сцене Мариинки-2 зажглась новая звезда отечественной сцены — в партии Татьяны блистательно выступила Мария Баянкина.

Её сочный «медовый» тембр голоса, безо всякого напряжения наполняющий зал, отменная вокальная техника, естественность сценического поведения и, не в последнюю очередь, превосходные внешние данные — покорили. Настоящая Татьяна!

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре

Под стать Татьяне была и младшая сестра Ольга в исполнении Екатерины Сергеевой: артистически раскованная с качественным меццо, очень музыкально исполнившая свою арию «Я не способна к грусти томной».

Выступление Андрея Бондаренко в роли Онегина в целом произвело хорошее впечатление: его благородный лирический баритон соответствует партии.

Однако в пении артиста иногда недоставало музыкальной тонкости, звуковая палитра была недостаточно разнообразной. Так, он обошёл стороной многие красоты арии «Вы мне писали», когда резкая смена гармонии в оркестре требует и иной краски в голосе. Местами было коротковато дыхание: певец брал его там, где и не следовало бы. Бондаренко предстоит большая работа и над пластической выразительностью, недостаток которой явно ощущался в заключительной сцене.

Премьера «Евгения Онегина» в Мариинском театре

Тенор Евгений Ахмедов из Михайловского театра (Ленский) и бас Эдуард Цанга (Гремин) не произвели большого впечатления: в пении первого не хватало экспрессии и объёма голоса, вокализации второго — владения легато. Высокопрофессиональной работой отметилась Елена Витман (Филиппьевна).

Великолепная работа хорового коллектива Мариинки (хормейстер Андрей Петренко) как всегда заслуживает наивысших похвал.

Интерпретация дирижёра Валерия Гергиева отличалась неспешностью темпов, многообразием агогических нюансов, выпуклой фразировкой. Оркестр под его руководством стал чутким партнёром великолепному вокальному коллективу, царившему на сцене, помогая в полной мере раскрыться каждому участнику незабываемой премьеры.

Автор фото — Н. Разина и В. Барановский / Мариинский театр

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама