«Петя и Волк» в гостях у Прокруста

Майя Шварцман, 01.01.2014 в 17:46

Автор фото — Johan De Vriese

Рождественские каникулы традиционно полны спектаклей для детей, и Симфонический оркестр Фландрии и дирижёр Стейн Савенирс представили новую версию «Пети и волка» Прокофьева.

Почему новую? Потому что представление длится добрый час, и вы узнаёте за этот час столько невероятных подробностей сюжета, что музыке там просто не остаётся места.

Голландский режиссёр Маргрит Вренегоор выходит перед началом и сразу объявляет, что перед ней, как перед постановщиком, встала проблема: музыка Прокофьева занимает 24 минуты, и «с этим надо было что-то делать».

Уже это меня напрягло,

а почему с произведением вообще «надо что-то делать»?

Как все худо-бедно справлялись до этого, пока с 1936 года существует незатейливый рассказ, созданный для ознакомления с музыкальными инструментами, непонятно.

«В рассказе множество неразрешимых загадок, — продолжает режиссёр, — вдумайтесь: почему мальчик живёт у дедушки? Что случилось с его родителями и где они?» — Всё это, оказывается, мучило её годами и требовало прояснения и вмешательства, и потому она решила представить нам новую версию «Пети и волка», из которой, наконец, всё станет ясно.

Получается, был бы режиссёр, а Прокофьев найдётся.

И дети узнают следующее (постараюсь быть краткой):

Петя живёт в большом городе, в безликом многоэтажном доме. Мамы в семье нет, потому что она давно всех бросила и ушла. Папа был почтальоном, но теперь он без работы и потому в депрессии. В магазине ему отказано в кредите, и Петя не может купить равиоли себе на ужин.

Самому Пете 11 лет, его никто не любит, в классе его дразнят Думбо, потому что у него большие уши, и он всегда ходит в шапке, чтобы их скрыть. Петя боится всех животных на свете, но особенно собак, потому что они произошли от волков, и в каждой моське на улице ему чудится волк (следует видеоряд).

Раньше, когда папа был здоров, они покупали большую пиццу и усаживались вместе перед телевизором смотреть фильмы из серии «Индиана Джонс» (опускаю большую вставку о самом Индиане и его отце, рассуждения о героях и супергероях, музыку из фильма и картинки на экране. Мы всё ближе и ближе к Прокофьеву, не правда ли?)

В сюжете также участвует Очень Любопытная Соседка, которая всюду лезет и всем интересуется. Наконец, Петиному папе, закрывшемуся в квартире, вызывают «амбуланс» и увозят в больницу, а Пете объявляют, что его берёт на воспитание дедушка, которого он никогда не видел и который увезёт его к себе в далёкую холодную деревню. Кроме того сообщается, что дедушка и папа давно в ссоре и много лет не разговаривают друг с другом. И что дедушка Пети — ах! вылитый отец Индианы Джонса.

«Я не поеду!!!» — истошно кричит Петя.

После этого тридцатипятиминутного (!) рассказа на фоне проецируемых на экран картинок и фотографий, музыки трёх номеров из «Ромео и Джульетты» Прокофьева и музыки к фильму «Индиана Джонс» мы подходим к собственно «Пете и волку».

То есть соседка, мама, папа, продавец, одноклассники, собаки и «скорая помощь» остаются за пределами повествования, как оно и предполагалось. Зачем было огород городить и так детально излагать их биографии, если они и вовсе не нужны?

Зачем было нагружать маленьких зрителей всеми этими веяниями времени: депрессиями, разводами и безработицей?

В результате всех этих сложных матримониальных проблем мы приходим к чистому арифметическому итогу: Петя, Дедушка, волк, птичка, кошка, утка, волк и охотники.

И только тут, на тридцать шестой минуте моноспектакля (Чтец, без устали тараторящий такое огромное количество текста — Стивен Берсманс) на фоне каменной хижины (вдали от видеотек, пиццерий, магазинов и прочих побед цивилизации, сообщается нам) в полном противоречии с сюжетом начинается до-мажорный марш струнных.

Далее рассказ плутает более или менее в рамках сюжета, отвлекаясь на ссору с деревенскими детьми, на ночной приход волка к хижине, на душеспасительные беседы с дедушкой о развале семьи. И наконец волк пойман и посажен в клетку. Петя победителем возвращается в город и узнаёт, что его отцу гораздо лучше.

И тут — стоп. Вдруг выясняется, что всё это привиделось Пете,

пока он сидел под закрытой дверью квартиры, где заперся его отец.

И петля разворачивается по новой: приходит настоящий дедушка (не похожий на отца Индианы Джонса и с большими ушами, как у Пети) и говорит, что Петя будет жить теперь у него. Дедушка приносит Пете в подарок, чтоб ему было легче пережить переезд, маленькую дворняжку и говорит, что её зовут Волк: «Ведь ты не боишься собак?»

Петя после пережитых грёз — или галлюцинаций, если честнее — уверенно отвечает, что нет, нисколько, на что дедушка глубокомысленно замечает, что он в петином возрасте как раз очень боялся собак и волков. (Зачем всё это узнавать зрителям за полминуты до финального марша — неясно.) И вот тут и наступает радостный конец: Петя познакомился с настоящим дедушкой, и теперь они вместе будут есть пиццу и смотреть кино «Индиана Джонс».

Переведя дух после всего этого, думаешь: зачем?

Зачем всё это было нужно? Зачем музыку Прокофьева сделали фоном, услышать который было просто невозможно: рассказчик работал на износ, перерабатывая такое огромное количество текста.

Зачем нужно было укладывать этот бесхитростный опус в прокрустово ложе и растягивать его режиссёрскими вывертами и костоломством до часовой длины? Что это улучшило и прояснило? Зачем детям, пришедшим послушать Прокофьева, переживать психо-социальные сложности какой-то мифической семьи, которую к тому же всю начисто удаляли из сюжета?

«Я ничего не поняла, что там у них случилось, — сказала мне дочь,

подготовленная мною к обычной версии и распевающая дома Прокофьева. — Почему дедушка приходит два раза? Почему у них всё будто начинается сначала?»

Я не решилась сказать ей в ответ, что я давно уже ничего не понимаю — как ни готовься...

Автор фото — Johan De Vriese

реклама

вам может быть интересно

Хлопать или нет? Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Сергей Прокофьев

Коллективы

Симфонический оркестр Фландрии

просмотры: 5136



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть