О бриттеновских сезонах в России

Интервью с директором Фонда Бриттена-Пирса

Анна Ефанова, 11.10.2013 в 11:31

Семь месяцев продлится масштабный проект «Сезоны Бриттена в России», приуроченный к празднованию 100-летнего юбилея самого исполняемого английского композитора в мире. Старт форуму был дан в Санкт-Петербурге минувшим летом, а 6 октября эстафетную палочку достойно передали Москве.

Перед концертом-открытием в Большом зале столичной консерватории корреспондент Belcanto.ru побеседовала с директором Фонда Бриттена-Пирса Ричардом Джарманом о том, на какие московские мероприятия лучше всего сходить профессиональному музыканту, любителю музыки и новичку и какого Бриттена нужно стремиться понять русской аудитории.

— Вы довольны организацией петербургских торжеств, посвященных Бриттену?

— Да, нас прекрасно принимали на официальных мероприятиях и после концертов. Публика реагировала с большим энтузиазмом — значит, все было не зря. Это был замечательный опыт.

— Не было недостатков?

— Были, но несущественные. Мы долго и кропотливо продумывали программу в отношении общего и деталей перед открытием. Нам удалось заинтересовать музыкой Бриттена петербургских слушателей. В сравнении с этим наши недостатки — детали общей положительной картины.

— Из проведенных мероприятий в Санкт-Петербурге какое запомнилось Вам больше всего?

— Российская премьера оперы «Блудный сын» — трогательная и памятная во всех отношениях. Бриттен написал ее после того, как увидел в Эрмитаже картину Рембрандта «Возвращение Блудного сына», и посвятил Шостаковичу. Июньская постановка Mahogany Opera была предпринята рядом с тем местом, где висит сама картина, — в Эрмитажном театре, а в зале присутствовали наследники композитора, которому было посвящено это сочинение.

— Как проходила подготовка к московским «Сезонам»?

— С большим усердием и вниманием. У Бриттена были особенно тесные отношения с московскими музыкантами: Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Дмитрием Шостаковичем и Геннадием Рождественским.

— Кто помогал Вам в организации этого проекта помимо Британского Совета в России?

— Пушкинский музей, Московская консерватория, Библиотека иностранной литературы имени Рудомино, Российский национальный оркестр.

— Мероприятий в программе настолько много, что одному человеку вряд ли возможно посетить все.

— Думаю, что вполне возможно. Только этот единственный должен не просто любить, а обожать творчество Бриттена, иначе у него ничего не получится.

— Куда посоветуете пойти профессионалу, любителю и новичку?

— Профессионалу рекомендую сходить на концерты замечательного европейского коллектива — Российского национального оркестра. Любителю предлагаю выбрать два или три мероприятия из образовательной или художественной программы. А новичку сначала нужно побывать на выставке в Пушкинском музее, чтобы узнать о жизни Бриттена, затем прочитать книгу о творчестве композитора и сходить на концерт Российского национального оркестра, обязательно под управлением Михаила Плетнева, для создания особенно сильного впечатления от музыки композитора.

— По окончании «Сезонов» какой проект осуществит возглавляемый Вами Фонд Бриттена-Пирса?

— Мы работаем над большим образовательным мультимедийным ресурсом, который посвящен «Военному реквиему» Бриттена и Первой мировой войне. Это будет концептуальный и одновременно героический вебсайт, потому что «Военный реквием» вобрал в себя лучшие из черт творчества Бриттена, а события военных лет оказали сильнейшее воздействие на него и людей всего мира.

— Знаю, что кроме этого сайта Вы планируете запустить еще два — для детей и взрослых любителей.

— Мы планируем осуществить эти проекты через пару лет.

— Какими они будут?

— Современными и удобными, на разных языках.

— Можно сказать, что использование интернета эффективнее живого общения с музыкой Бриттена в пропаганде его творчества?

— Конечно. «Живые» концерты менее доступны в отличие от всемирной интернет-паутины, где люди общаются постоянно и беспрерывно, и наши сайты должны открыть пользователям новые возможности для знакомства с Бриттеном в потоке разной информации о нем.

— Какие мероприятия проходят на родине композитора в рамках юбилейных торжеств?

— Фестивали и праздничные концерты, киносеансы, художественные и книжные выставки, новые спектакли.

— В Великобритании Бриттен известен как композитор?

— В большей мере, как композитор и пианист.

— А в меньшей?

— Как дирижер и общественный деятель.

— В мире его музыку играют часто.

— А надо играть еще чаще, чем это делают сейчас.

— Этого результата Вы хотите достичь в московской части программы «Сезонов»?

— Нет, не только. Мне бы хотелось, чтобы в Москве любили и ценили разного Бриттена. Конечно, чтобы его музыку исполняли, о ней писали, ее показывали. Но главное, чтобы ее смогла понять русская общественность, потому что если нам удастся достичь взаимопонимания, то и всё другое получится. Может быть, не сейчас. Но с течением времени — точно.

Автор фото — Mark Allan

реклама

вам может быть интересно

Мы вновь внимали болеро… Классическая музыка

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Бенджамин Бриттен

просмотры: 2055



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть