О бриттеновских сезонах в России

Интервью с директором Фонда Бриттена-Пирса

Анна Ефанова, 11.10.2013 в 11:31

Семь месяцев продлится масштабный проект «Сезоны Бриттена в России», приуроченный к празднованию 100-летнего юбилея самого исполняемого английского композитора в мире. Старт форуму был дан в Санкт-Петербурге минувшим летом, а 6 октября эстафетную палочку достойно передали Москве.

Перед концертом-открытием в Большом зале столичной консерватории корреспондент Belcanto.ru побеседовала с директором Фонда Бриттена-Пирса Ричардом Джарманом о том, на какие московские мероприятия лучше всего сходить профессиональному музыканту, любителю музыки и новичку и какого Бриттена нужно стремиться понять русской аудитории.

— Вы довольны организацией петербургских торжеств, посвященных Бриттену?

— Да, нас прекрасно принимали на официальных мероприятиях и после концертов. Публика реагировала с большим энтузиазмом — значит, все было не зря. Это был замечательный опыт.

— Не было недостатков?

— Были, но несущественные. Мы долго и кропотливо продумывали программу в отношении общего и деталей перед открытием. Нам удалось заинтересовать музыкой Бриттена петербургских слушателей. В сравнении с этим наши недостатки — детали общей положительной картины.

— Из проведенных мероприятий в Санкт-Петербурге какое запомнилось Вам больше всего?

— Российская премьера оперы «Блудный сын» — трогательная и памятная во всех отношениях. Бриттен написал ее после того, как увидел в Эрмитаже картину Рембрандта «Возвращение Блудного сына», и посвятил Шостаковичу. Июньская постановка Mahogany Opera была предпринята рядом с тем местом, где висит сама картина, — в Эрмитажном театре, а в зале присутствовали наследники композитора, которому было посвящено это сочинение.

— Как проходила подготовка к московским «Сезонам»?

— С большим усердием и вниманием. У Бриттена были особенно тесные отношения с московскими музыкантами: Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем, Галиной Вишневской, Дмитрием Шостаковичем и Геннадием Рождественским.

— Кто помогал Вам в организации этого проекта помимо Британского Совета в России?

— Пушкинский музей, Московская консерватория, Библиотека иностранной литературы имени Рудомино, Российский национальный оркестр.

— Мероприятий в программе настолько много, что одному человеку вряд ли возможно посетить все.

— Думаю, что вполне возможно. Только этот единственный должен не просто любить, а обожать творчество Бриттена, иначе у него ничего не получится.

— Куда посоветуете пойти профессионалу, любителю и новичку?

— Профессионалу рекомендую сходить на концерты замечательного европейского коллектива — Российского национального оркестра. Любителю предлагаю выбрать два или три мероприятия из образовательной или художественной программы. А новичку сначала нужно побывать на выставке в Пушкинском музее, чтобы узнать о жизни Бриттена, затем прочитать книгу о творчестве композитора и сходить на концерт Российского национального оркестра, обязательно под управлением Михаила Плетнева, для создания особенно сильного впечатления от музыки композитора.

— По окончании «Сезонов» какой проект осуществит возглавляемый Вами Фонд Бриттена-Пирса?

— Мы работаем над большим образовательным мультимедийным ресурсом, который посвящен «Военному реквиему» Бриттена и Первой мировой войне. Это будет концептуальный и одновременно героический вебсайт, потому что «Военный реквием» вобрал в себя лучшие из черт творчества Бриттена, а события военных лет оказали сильнейшее воздействие на него и людей всего мира.

— Знаю, что кроме этого сайта Вы планируете запустить еще два — для детей и взрослых любителей.

— Мы планируем осуществить эти проекты через пару лет.

— Какими они будут?

— Современными и удобными, на разных языках.

— Можно сказать, что использование интернета эффективнее живого общения с музыкой Бриттена в пропаганде его творчества?

— Конечно. «Живые» концерты менее доступны в отличие от всемирной интернет-паутины, где люди общаются постоянно и беспрерывно, и наши сайты должны открыть пользователям новые возможности для знакомства с Бриттеном в потоке разной информации о нем.

— Какие мероприятия проходят на родине композитора в рамках юбилейных торжеств?

— Фестивали и праздничные концерты, киносеансы, художественные и книжные выставки, новые спектакли.

— В Великобритании Бриттен известен как композитор?

— В большей мере, как композитор и пианист.

— А в меньшей?

— Как дирижер и общественный деятель.

— В мире его музыку играют часто.

— А надо играть еще чаще, чем это делают сейчас.

— Этого результата Вы хотите достичь в московской части программы «Сезонов»?

— Нет, не только. Мне бы хотелось, чтобы в Москве любили и ценили разного Бриттена. Конечно, чтобы его музыку исполняли, о ней писали, ее показывали. Но главное, чтобы ее смогла понять русская общественность, потому что если нам удастся достичь взаимопонимания, то и всё другое получится. Может быть, не сейчас. Но с течением времени — точно.

Автор фото — Mark Allan

реклама

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

интервью

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Бенджамин Бриттен

просмотры: 2170



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть