Анатолий Левин: «У меня одна надежда — на молодых»

Анна Ефанова, 26.09.2013 в 14:41

Анатолий Левин. Фото: classica.fm

Предлагаем вашему вниманию интервью с руководителем двух симфонических оркестров — оркестра студенческого и Концертного оркестра Московской консерватории профессором Анатолием Абрамовичем Левиным.

— Когда был создан Концертный оркестр Московской консерватории?

— Шесть лет назад, в октябре 2007 года.

— С какой целью?

— Чтобы молодые дирижеры имели живую оркестровую практику.

— Сейчас вам принадлежит большая доля плановых концертов консерватории?

— Довольно большая, так как концертная деятельность в Большом зале ведется испокон веков и проведение концертов позволяет заработать консерватории какие-то средства.

— А как функционирует студенческий оркестр?

— Одновременно работает два состава. Одним — руковожу я, а другим — Вячеслав Валеев. Они существуют параллельно, имея свои абонементы.

— В чем видите трудности для оркестра, которым руководите?

— В Концертном оркестре большая текучесть кадров. Все время уходят опытные музыканты, а приходят молодые, которых надо быстро вводить в курс дела. Кроме того, зарплата наших музыкантов не идет в сравнение со средней зарплатой по городу. На эти деньги существовать невозможно, и очень многие работают на нескольких работах, а мы не можем этому препятствовать.

— Что прививается студентам сложнее всего, как считаете?

— Вкус к оркестровой игре. В России у молодых музыкантов преобладает желание быть солистом, а играть в оркестре для некоторых — необходимость, какая-то обуза. За границей совместное музицирование — удовольствие. Там в оркестрах играют не только профессионалы, но и любители; любовь к совместному музицированию прививается с детства.

— Как должны сыграть музыканты, чтобы вы назвали концерт удачным?

— Я часто бываю доволен тем, как играют на концерте музыканты. Почти всегда они выкладываются полностью. У них появляется повышенный тонус — то, что сегодня называется «драйвом».

К сожалению, у многих наших музыкантов нет большого опыта игры в оркестре, а к разным сочинениям нужен различный подход. Нужно найти одно звучание для Россини, другое — для Энеску, третье — для Гершвина...

— Давайте поговорим о региональных фестивалях. В плане организации они зачастую на порядок выше московских. В чем видите основное преимущество провинции?

— Там есть люди, которые хотят и умеют организовывать подобные мероприятия при почти полном отсутствии денег. В столицах это —редкость.

В этом году мы уверенно провели фестиваль в Тольятти, благодаря поддержке Фонда Прохорова. А в прошлые годы — до последнего не знали, дадут нам деньги или нет.

— Сейчас, когда фестиваль закончился, трудности для организаторов, видимо, позади.

— Что вы... Директор филармонии Лидия Валентиновна Семёнова пишет сотни писем потенциальным спонсорам для организации следующих фестивалей, отчитывается перед многочисленными проверяющими.

Знаете, о чем у меня болит голова по возвращении с фестиваля? Чтобы я сдал посадочные талоны на самолет. Нет посадочного талона — и наших организаторов еще накажут. Во всем — строжайшая отчетность.

— Каким образом увеличение финансирования повлияло бы на фестивальную работу?

— Мы бы осуществляли отбор в оркестр из большего количества людей, улучшили бы условия.

— Следующий 2014 год объявлен «годом культуры». Решит ли он острые вопросы оркестров и музыкальных театров? Как, по вашему мнению, будут развиваться события?

— Дадут деньги самому приближённому дирижеру, одному или двум самым лучшим театрам, будут финансировать эстраду. А как пойти в глубинку, помочь концертным организациям, библиотекам, провинциальным театрам…

— И, тем не менее, следует отстаивать свои идеи.

— Нужно добиваться, чтобы культура стала национальной идеей. И когда это случится, обращаться за помощью в фонды, к меценатам.

Хотя как культура может стать национальной идеей, когда всё сводится к тому, что Онегин: а) любил Татьяну; б) был ее мужем; с) ее двоюродный брат; д) сосед — нужное подчеркнуть. Я не знаю, инсценировка это или нет, когда на улице спрашивают: «За что Булгаков убил Пушкина на дуэли?» и многие респонденты не видят подвоха…

— Возможно, что ситуация в дальнейшем изменится?

— Не знаю. Тем, кто наверху, всё это неинтересно. Там я по-настоящему культурных людей не наблюдаю.

— А, может быть, ваши ученики переломят ход истории.

— У меня одна надежда — на молодых.

— Наверное, просто стоит хорошо делать свое дело вопреки условиям?

— Безусловно. И я знаю, что многие так и поступают.

Фото: classica.fm

реклама

вам может быть интересно

Откровения камерного вечера Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

интервью

Раздел

культура

Коллективы

Московская консерватория

просмотры: 5343



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть