Всюду «Весна»

«Весна священная» в театре Елисейских полей

Мария Красникова, 19.06.2013 в 19:52

«Весна священная» Нижинского © Vincent Pontet/ Wikispectacle

«Весенняя» эпидемия охватила музыкальный мир. Кажется, все возможные варианты, постановки, транскрипции и записи «Весны священной» вынуты из запасников. Благодаря многочисленным фестивалям, концертам, публикациям, аудио и видео трансляциям, как и из курса истории музыки (для тех, кто его учил), всем известно, что

в этом году празднуется столетие знаменитого балета Игоря Стравинского.

Но так же в этом году отмечается юбилей (та же круглая дата) столь симпатичного и уютного театра Елисейских полей, как и столетие знаменитого скандала на его сцене 29 мая 1913 года. В свой юбилейный сезон театр, разумеется, не мог обойтись без того, что, в своё время, создало ему репутацию заведения актуального и даже радикального.

Фестиваль-завершение юбилейного сезона, фестиваль «Весны священной» стартовал 29 мая презентацией «Весны» в оригинальной версии Вацлава Нижинского в первом отделении и недавно созданной по заказу Мариинского театра постановки Саши Вальц (премьера состоялась 15 мая в Санкт-Петербурге) во втором.

Оба спектакля игрались и танцевались оркестром и балетной труппой Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Словно привлечённая ароматом старого скандала, а может быть блестящей репутацией труппы Мариинского балета (во Франции слова «русский балет» вызывают магическое действие), оркестра, маэстро, не суть чем, но возбуждённая публика переполнила театр в продолжение всех трёх дней представления. Не часто в кассах этого театра не остаётся ни одного билета, не часто они закрыты с горестной надписью — билетов нет, и уж совсем, совсем не часто на подступах к театру в метро (!) бродят сумрачные личности с картонками «ищу билет».

Но все те счастливцы, которым удалось миновать «юбилейные» двери, подтвердят, игра стоила свеч, ажиотаж обоснован.

Стоило придти заранее, чтобы проштудировать программку — юбилейный талмуд, в котором, судя по всему, содержится вся информация, существующая по данному балету — сюжету, постановкам, тому что было, что есть, по слухам, анекдотам и историям, по реконструкции, костюмам, хронологии — всему. Ну и заодно по маэстро Гергиеву, танцорам и оркестру Мариинки. Откровенно говоря, прочитав всё это, ощущаешь себя живой энциклопедией.

Постановка Саши Вальц

Итак, 29-31 мая, 2013 год — атмосфера восторженного ожидания, приправленная воспоминаниями о буйстве 1913 года. Всякий раз, слушая музыку Игоря Стравинского, удивляешься её мощи. А присутствуя при полной версии с декорациями Николая Рериха и хореографией Вацлава Нижинского испытываешь полный катарсис.

Ошарашенные зрители даже не зразу начинающие аплодировать, поражённые силой того, что только что было частью их жизни, разумеется, устраивают овацию и выплескиваются бурлящей массой в коридоры театра. Вот только...

Зря, ох зря поставили версию Саши Вальц после Нижинского.

Это был заведомо проигрышный вариант. Никто не говорит — версия Вальц плоха, что в ней мало энергии, но ей не сравниться с оригиналом. Она могла бы понравиться, если смотреть её первой. И пусть бы хронология была нарушена, но зато напряжение — сохранено, а ведь это важнее.

Версия Саши Вальц очень женственная, красивая. Но... несколько бессмысленная, чересчур эстетская.

После Нижинского кажется, что она вообще ничего не поняла в славянской культуре и музыке Стравинского в частности. В славянской культуре потому, что не думать о ней после того, что ты только что увидел в первом отделении невозможно. При этом хореография Саши Вальц вызывает странное ощущение, что постановщица находилась под глубоким влиянием оригинала. Её балет не пародия, но «Нижинский — сегодня». При этом, повторюсь, если смотреть его отдельно или первым по счёту, он бы, скорее всего, вызвал положительную реакцию.

Постановка Пины Бауш © Zerrin Aydin Herwegh

Однако танцевальная эстафета на современности не завершилась и

5 июня вниманию зрителя была предложена ещё одна версия — Пины Бауш

(без живой музыки, запись Пьера Булеза 1969 года). На неё попасть было уже значительно проще, кассы были открыты, в метро спокойно и мирно текла ежевечерняя жизнь, не нарушаемая любителями искусства.

В эти три дня (с 5 по 7 июня) «Весна» танцевалась одна, но зато перед ней проектировался фильм о репетициях «Великой священной пляски», где можно было увидеть работу Пины Бауш. Вот уж кто стоит совершенно отдельно, не попав ни под чьё влияние. Кого можно было бы дать в один вечер с Нижинским.

Это два антипода:

первый — чуждость и необузданность, дикая сила, балет, где, по словам одного из французских критиков начала 20 века «нет ни одного красивого движения», а вторая — близость и понятность, воплощение красоты и любви, несмотря на жестокость и жёсткость происходящего на сцене.

Если декорации Рериха очаровывают глаз красками, то постановка Бауш (декор — Рольф Борзик) — полумрак и засыпанная коричневой землёй сцена (почему-то крайне притягательно и любопытно было смотреть, как её привезли в «мусорных» контейнерах, высыпали и граблями разровняли по сцене).

Постановка Пины Бауш. Фото: Ulli Weiss

Разнообразие костюмов там и бело-коричнево-чёрные простейшие одежды здесь, с одним пронзительным алым пятном сарафана Избранной. Земля, мало по малу оставляющая свои следы на лицах, торсах и одеждах исполнителей... Никакого отношение к славянской культуре, Нижинскому и прочему.

Натуральность и психологичность, правдивость и красота.

Несмотря ни на что, версии стоят того, чтобы увидеть их, все три. Три видения мира, три времени, они словно бы меняют зрителя, делают немного мудрее. Три «Весны» почему-то заставляют задуматься о греческом театре, о празднике Великих Дионисий и об идее очищения через искусство. Ну и особенно приятно, возвращаясь после спектаклей, в метро отмечать людей, углублённых в программки и, показывая свою, смеяться и обмениваться впечатлениями, чувствовать себя «среди своих».

По концепции дирекции театра, главная идея фестиваля «Весны священной» заключалась в том, чтобы представить эволюцию, как балета, так и времени и публики и театра. Начало и сегодняшний итог в один день, версии Вацлава Нижинского и Саши Вальц. Путь между ними в виде хореографии Пины Бауш. И много-много разнообразных чисто музыкальных интерпретаций, предложенных театром до самого конца июня (как оркестровых, так и транскрипций). «Весна» оптом.

Любопытно, что «весенняя лихорадка», начавшись в Москве (апрельский фестиваль в Большом театре), затем добралась до своей «исторической родины».

реклама

вам может быть интересно

Арфовая музыка Франции Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

балет

Театры и фестивали

Мариинский театр

Персоналии

Пина Бауш, Валерий Гергиев

Произведения

Весна священная, Весна священная (балет)

просмотры: 2567



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть