Премьера «Русалки» Даргомыжского в Мариинском-2

Новая постановка оперы Александра Даргомыжского «Русалка» на либретто композитора по одноименной драме Александра Пушкина готовится на новой сцене Мариинского театра. Премьера состоится 24 мая в день открытия фестиваля «Звезды белых ночей», затем — 25 мая, 18 и 30 июня.

Опера Даргомыжского исторически тесно связана с Мариинским театром. В Театре-цирке, находившемся на месте нынешнего Мариинского театра, состоялась ее первая постановка 4 (16) мая 1856 года, которая оказалась не слишком удачной из-за использования декораций и костюмов из подбора, большого количества купюр в партитуре. Но после возобновления оперы в 1865 году в уже построенном Мариинском театре, под управлением выдающегося дирижера Эдуарда Направника, с выдающимися русскими певцами О.А. Петровым — Мельником, Ю.Ф. Платоновой — Наташей, Ф.П. Комиссаржевским — Князем и Д.М. Леоновой — Княгиней к «Русалке» пришел настоящий успех. «Наконец, публика раскусила мою музыку. Женщины и мужчины даже, без преувеличения, утирают платками глаза. Идет опера, наконец, по-моему...» — сообщал в письме удовлетворенный композитор.

А.С. Даргомыжский внес неоценимый вклад в историю русской музыки и конкретно русской оперы, создав, вслед за историко-героической «Жизнью за царя» и сказочным эпосом «Руслана и Людмилы» Глинки, новый жанр: первую русскую бытовую психологическую музыкальную драму. Модест Мусоргский называл Александра Даргомыжского «великим учителем музыкальной правды» — за способность его музыкального языка передавать нюансы психологического состояния героя, ситуации. «Правду музыкального выражения» считал драгоценнейшей стороной таланта композитора и выдающийся музыкальный критик Александр Серов. Либретто оперы было написано самим композитором с предельным уважением к тексту Александра Пушкина и с минимальными изменениями. Музыка Даргомыжского необычайно тонко передает художественную суть драматической интриги трагедии: не столько месть-воздаяние со стороны обманутой дочери Мельника-русалки, сколько раскаяние и духовное преображение Князя.

Начиная с постановки в 1897 году в Московской частной русской опере Мамонтова (дирижер С.В. Рахманинов, Мельник — Ф.И. Шаляпин), «Русалка» делается одной из популярнейших русских опер. В Мариинском театре опера вновь появилась в 1875, затем в 1904 поставлена режиссером Осипом Палечеком. Именно эта постановка была возобновлена в советское время в 1929 году и шла до 1941 года. После опера исчезла из репертуара Кировского театра. И вот теперь, в год 200-летия со дня рождения Александра Даргомыжского, Мариинский театр возвращает одну из лучших русских опер в свой репертуар.

Над премьерой работает режиссер Василий Бархатов. Художник-постановщик — Зиновий Марголин, художник по костюмам — Мария Данилова, художник по свету — Дамир Исмагилов.

Главные партии репетируют: Евгений Акимов, Сергей Семишкур, Александр Тимченко (Князь); Наталья Евстафьева, Анна Кикнадзе, Екатерина Крапивина, Варвара Соловьёва (Княгиня); Сергей Алексашкин, Геннадий Беззубенков, Владимир Ванеев (Мельник); Асмик Григорян, Ирина Матаева, Татьяна Павловская, Екатерина Соловьёва, Мария Соловьёва (Наташа, его дочь, потом Русалка).

Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Валерий Гергиев.

Пресс-служба Мариинского театра

Иллюстрация: макет декораций к опере
Художник-постановщик — Зиновий Марголин

реклама