Даргомыжскому — 200

Александр Матусевич, 14.02.2013 в 20:27

Александр Сергеевич Даргомыжский. Портрет работы К. Е. Маковского

Сегодня великий день в истории русской музыки — день рождения Александра Сергеевича Даргомыжского, день его 200-летия. Наряду с Глинкой мы почитаем Даргомыжского одним из зачинателей русской профессиональной музыки и национальной композиторской школы, что вполне справедливо. Обоих композиторов разделяют всего девять лет — они были хорошо знакомы, дружили, общались.

Именно Глинка подвиг Даргомыжского на занятия теорией музыки и композицией.

Но во многом Даргомыжский пошёл своим путём.

Глинка — это русское бельканто, имевшее развитие в творчестве Чайковского и отчасти Римского-Корсакова. Эта ветвь, давшая образцовые плоды, великие произведения искусства, не получила в общем-то дальнейшего развития в отечественной музыке. Даргомыжский же со своими глубоко психологическими романсами и новаторским «Каменным гостем» — это то зерно, из которого выросла «Могучая кучка», то направление, которое развилось в большую реку, прославившую русскую музыку творениями Прокофьева, Стравинского, Шостаковича.

Глинка во многом смотрит в прошлое: весь опыт мировой оперы он преломил в русской мелосе, не предпринимая революций, но обогащая одно другим. Даргомыжский же — подлинный новатор, ратовавший за национальное, но, как оказалось, действовавший вполне согласуясь с мировыми тенденциями сочинительства.

Из Даргомыжского вырос Мусоргский — заочный учитель западноевропейской музыки начала ХХ века.

Открыл Даргомыжский новые рубежи в оперном театре или увёл жанр от его сущностных моментов: самоценности красоты мелодии, номерной структуры, примата вокала? На этот вопрос нет точного ответа и через 200 лет.

По существу творчество композитора сегодня забыто.

Его романсы звучат не часто, гораздо реже романсов Чайковского или Рахманинова. Оперы — не ставятся. Даже лучшая из них — «Русалка» — пребывает в забвении: никогда не идёт за рубежом (там есть своя «Русалка» — Дворжака), изредка играется в российской провинции. Попытка Большого театра 2000 года оказалась не слишком удачной. В этом году оперу поставит Мариинка (весной, в версии В. Бархатова) — посмотрим, станет ли она прорывом, возрождением интереса к искусству композитора!

В дореволюционное время и при советской власти «Русалка» не сходила с отечественной сцены,

была не менее популярна, чем оперы Чайковского или Мусоргского. Но потом ушла в тень и, как оказалось, надолго. Приговор истории? Или временное охлаждение, и воскрешение «Русалки» ещё настанет?

Прочее оперное творчество Даргомыжского известно ещё меньше.

Если «Каменный гость» ещё ставится изредка, а Большом театре был в репертуаре достаточно продолжительное время, то «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — оперы, о которых вообще мало, кто знает.

Думается, что напрасно: вряд ли произведение по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» сильно хуже одноимённого мюзикла, имеющего сегодня заметный успех у публики, или балета Ц. Пуни, также пользующегося её благосклонностью, а опера на стихи Пушкина, к тому же опера-балет-феерия могла бы быть, пожалуй, весьма интересно поставлена.

Российским оперным театрам есть над чем подумать.

И, наверно, стоит быть более пытливыми и изобретательными в составлении своей афиши.

Иллюстрация:
Александр Сергеевич Даргомыжский
Портрет работы К. Е. Маковского

реклама

вам может быть интересно

Вологодское хоровое кружево Классическая музыка
Когда виолончель поёт… Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть