Мастер русского стиля

На юбилейном концерте Родиона Щедрина

Родион Щедрин

Студёный московский декабрь озарён важнейшим событием — юбилей празднует Родион Щедрин. Программу праздничных концертов, приуроченных к восьмидесятилетию Маэстро, открыл вечер 16 декабря. В концертном зале им. П. И. Чайковского в исполнении Российского национального оркестра прозвучала «Стихира на Тысячелетие Крещения Руси», «Старинная музыка российских провинциальных цирков», «Concerto parlando» и «Озорные частушки». Дирижировал Михаил Плетнёв.

Непросто подобрать верные эпитеты, чтобы выразить своё восхищение от соприкосновения с прекрасным,

от игры лучшего оркестра страны под управлением великолепного дирижёра, а главное — трудно передать в словах то очарование, которым полна музыка Родиона Константиновича Щедрина.

Когда композитор со своей супругой, блистательной Майей Михайловной Плисецкой вошел в зал — публика устроила овацию. Святослав Бэлза, ведущий концерт, заключил свой короткий, но ёмкий вступительный монолог замечательными словами:

«Не приходится говорить об упадке музыкальной культуры, когда наш современник — Родион Щедрин!»

Концерт открылся сочинением во многом знаковым. В 1988 году композитор создал «Стихиру на Тысячелетие Крещения Руси». Символично, что она написана на основе подлинного старинного напева — стихиры Ивана Грозного на Сретение Владимирской иконы Божией Матери.

Обращение к теме православия, конечно, не случайно. Верующий человек, Родион Константинович Щедрин был воспитан в интеллигентной семье. Дед его был священником, отец, Константин Михайлович Щедрин — музыкантом, получившим, однако духовное образование в Тульской духовной семинарии. По воспоминаниям композитора, глубоко верующей была и его мать, Конкордия Ивановна.

Говоря о «Стихире», исследователь творчества композитора профессор Московской консерватории Валентина Николаевна Холопова отмечает:

«Щедрин воссоздал мир древнерусского пения — его тихость, неспешность и умиротворённость,

отражение в нём русского равнинного ландшафта, что сказалось на плавности мелодики, текущей без пауз, вариантности попевок».

В первом отделении прозвучала также «Старинная музыка российских провинциальных цирков» — Третий концерт для оркестра, написанный в 1989 году.

Второе отделение открылось сочинением, созданным уже в двадцать первом столетии

— «Concerto parlando» для скрипки, трубы и струнного оркестра. Солировали Павел Милюков (скрипка) и Владислав Лаврик (труба). По существу, это концерт для двух инструментов и камерного оркестра. В каждой из трёх его частей солисты ведут друг с другом музыкальный диалог, рассказывая о себе, полемизируя, соглашаясь, и утверждая.

В завершении вечера прозвучало сочинение, написанное полвека назад,

в 1963 году, — знаменитый концерт для оркестра «Озорные частушки». Задорный, блестящий, виртуозный и праздничный, Первый оркестровый концерт Щедрина и сегодня звучит так же свежо и современно, как пятьдесят лет назад. И автор его, как мальчишка, перелезший высокий декоративный барьер у кромки сцены, чтобы поблагодарить дирижёра, неподражаем и лучезарен.

Находясь в одном зале с Щедриным испытываешь глубокую радость и желание жить, дышать полной грудью и улыбаться каждому дню. В одном из интервью

на вопрос «О чём Вы больше всего сожалеете?» композитор отвечает: «Что жизнь короткая».

А когда журналист спрашивает, когда и где маэстро был более всего счастлив, следует ответ: «Таких моментов было много. Я, пожалуй, счастливый человек».

Остаётся пожелать Родиону Константиновичу Щедрину доброго здоровья и новых творческих свершений!

Фотография с сайта mosconsv.ru

реклама