О Японии с душой

Полина Богданович, 23.11.2012 в 12:57

На фестивале «Душа Японии»

Уходящая осень (да и первый зимний месяц) в Московской консерватории освещены замечательным фестивалем «Душа Японии». В прошедшее воскресенье в Рахманиновском зале состоялся концерт «Мир Томидзаки», где звучала музыка хогаку (классическая японская музыка).

Название концерта — обращение к имени гениального слепого музыканта Томидзаки Сюнсё (1880—1958). Программа включала восемь композиций, звучали классические японские инструменты — сякухати (бамбуковая флейта), сямисэн (лютня), кото (цитра). Под руководством замечательного музыканта, исполнительницы на кото и сямисэне Томинари Сэйдзё выступали Томио Сэйрицу, Тамура Фумико, Кобаяси Масако, Аоки Сюнсукэ, Нарусэ Синносукэ, Ёкобаяси Сэйкёку, Марина Пак, Александр Ивашин.

Музыканты, игравшие в этот вечер, представляли изумительное искусство востока во всей полноте.

Традиционные костюмы, ширма, декорирующая сцену, а главное — звучание таких непривычных, но удивительно красивых инструментов, и пение. Когда отзвучал первый номер — «Песня рассвета», — стало немного досадно от того, что не понимаешь слов. Правда, во всём предусмотрительные организаторы концерта (научно-творческий центр «Музыкальные культуры мира», возглавляемый Маргаритой Ивановной Каратыгиной) облегчили задачу восприятия, внеся в программку краткое поэтическое содержание каждой композиции.

Особенно запомнилась пьеса «Shika no Tone» («Отдалённый зов оленя») для двух сякухати.

Бамбуковая флейта сякухати — традиционный инструмент дзэн-буддийских монахов-комусо. Считалось, что с помощью игры на этом инструменте, медитируя, монах может достичь тем большей гармонии, чем выше его музыкальное мастерство.

Звучание сякухати необычно — звук как будто не слишком большой силы, но охватывающий всё-таки большое пространство. Ощущение, словно находишься среди гор и деревьев, а мелодия доносится, то приближаясь, то удаляясь. Тембр флейты немного тусклый, свистящий, отчего-то показался похожим на ветер.

Слушая перекличку двух одиноких голосов, уносишься мысленно далеко от существующей обыденности, ощущаешь гармонию и покой.

Становится ясным, почему именно звучание бамбуковой флейты — атрибут духовной практики дзэн-буддизма.

Ярким контрастом была пьеса Мияги Митио (1952 г.) для двух кото «Sarashi fu tegoto» («Тегото в стиле “Сараси”»). В основе этой композиции — знаменитая песня конца XVIII века, воспевающая старинный обычай отбеливания ткани. Под яркими солнечными лучами просушивают полотна, вымоченные в реке Удзи. Ритмичный быстрый раздел пьесы рисует собственно процесс обработки холстов.

Среди других композиций — пьеса для четырёх сямисэнов «Лисья свадьба, или Слепой дождь». Её содержание — отсылка к народным историям о лисицах.

По легенде, если в ясный солнечный день начинается дождь, значит, неподалёку играют свадьбу лисы.

Завершился вечер большим ансамблем из девяти исполнителей, сыгравших старинную новогоднюю песню «Десятитысячелетнее благоденствие».

Яркий и самобытный, концерт оставил самые хорошие воспоминания. Отрадно, что фестиваль «Душа Японии» уже четырнадцать лет знакомит слушателей с японской культурой. Закончить короткий очерк-зарисовку хочется, цитируя Басё:

Колокол смолк вдалеке,

Но ароматом вечерних цветов

Отзвук его плывет.

реклама

вам может быть интересно

Где живет музыка Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

культура

Театры и фестивали

Рахманиновский зал Московской консерватории

Словарные статьи

японская музыка

просмотры: 3250



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть