Екатеринбургская опера — вчера и сегодня

Екатеринбургский государственный театр оперы и балета

К 100-летнему юбилею театра

Вековая история Екатеринбургского театра оперы и балета богата яркими событиями и свершениями. Прошло ровно сто лет с того дня, когда 12 октября 1912 года театр открыл свой первый сезон «Жизнью за царя» М.И.Глинки. За дирижерским пультом стоял тогда итальянец Сильвио Барбини — первый главный дирижер театра.

За этими сухими строчками — большая тяга екатеринбуржцев к культуре, большой труд и любовь к родному городу. Достаточно сказать, что деньги на финансирование проекта горожане собирали «всем миром» — ввели местный добровольный сбор на зрелищные мероприятия, выпустили облигационный заем. С момента объявления конкурса на лучший проект театрального здания до завершения строительства прошло 10 лет — дело затянулось из-за Русско-японской войны и революционных событий 1905 года. На возведение театра городские власти в итоге ассигновали треть городского бюджета.

С тех пор театр выдержал две масштабные реконструкции — в 1950-х гг. и 1982 году (к 70-летию театра), когда в полтора раза увеличилась сценическая коробка, и были значительно расширены подсобные помещения.

Первые два сезона в театре властвовала опера, а с 1914 началась и его балетная летопись. Сегодня мы ведем речь об оперной стезе коллектива.

* * *

Впечатляет афиша театра — уже в его первый сезон были поставлены 38 опер отечественной и мировой классики.

Если посмотреть на репертуар Екатеринбургской оперы в его историческом ракурсе, особенно в послереволюционный период, советские годы, то поражает не только количество постановок, но и наличие довольно редких для отечественных сцен зарубежных названий. Наряду с традиционными «Кармен», «Аидой», «Травиатой», «Фаустом», «Севильским цирюльником» и др., здесь в эти годы с успехом ставились «Вильгельм Телль» Россини, «Фра-Дьяволо» Обера, «Гугеноты» Мейербера, «Жидовка» Галеви, «Отелло» и «Фальстаф» Верди, «Царь и плотник» Лорцинга, «Миньон» Тома, «Искатели жемчуга» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Таис» Массне, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Андре Шенье» и «Федора» Джордано, «Заза» Леонкавалло, «Русалка» Дворжака, «Долина» Д'Альбера, «Девушка с Запада» и «Турандот» Пуччини, «Ожерелье мадонны» Вольфа-Феррари, «Манон» Массне. Необходимо отметить и несколько первых постановок опер на русской сцене, в их числе «Четыре деспота» Вольфа-Феррари, «Симон Бокканегра» Верди*, «Арабелла» Рихарда Штрауса, «Приключения лисички-плутовки» Яначека, нынешний «Граф Ори» Россини. Были осуществлены и постановки некоторых опусов Вагнера («Тангейзер», «Лоэнгрин», «Валькирия»).

Но доминировал с первых лет существования театра русский репертуар.

На его сцене всегда было широко представлено творчество Римского-Корсакова, Чайковского, Мусоргского. Наряду с самыми известными шедеврами этих столпов национального искусства можно было услышать и нечасто появлявшиеся на отечественных сценах оперы «Опричник», «Черевички», «Чародейка», «Орлеанская дева» Чайковского, «Боярыня Вера Шелога», «Моцарт и Сальери» и «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и др. Ставились, разумеется, и шедевры Глинки, Даргомыжского. Нашло свое отражение в афише и творчество Верстовского («Аскольдова могила»), Рубинштейна («Демон» и «Нерон»), Кюи («Мадемуазель Фифи»), Направника («Дубровский»), Ребикова («Ёлка»).

Не забывал театр о современном отечественном репертуаре.

Творчество великих композиторов-классиков 20 столетия Шостаковича и Прокофьева было представлено операми «Катерина Измайлова» и «Обручение в монастыре».

Разумеется, многое из того, что создавалось советскими композиторами на потребу дня, ныне не заслуживает внимания, но были и яркие работы — «Гроза» Трамбицкого, «Бравый солдат Швейк» Спадавеккиа, «Укрощение строптивой» Шебалина, «Пётр I» Петрова, «Пророк» Кобекина.

Репертуарные удачи, запоминающиеся спектакли невозможны без наличия в коллективе талантов,

в первую очередь дирижеров, режиссеров, солистов. И такие люди всегда были в труппе театра. Сейчас уже трудно представить себе художественное лицо Екатеринбургского оперного без дирижеров Арнольда Маргуляна, Ивана Палицына, Ария Пазовского, Валериана Бердяева, Евгения Колобова, Евгения Бражника, режиссеров Николая Боголюбова, Владимира Лосского, Леонида Баратова, Александра Тителя.

Хорошо известны и часто упоминаются выдающиеся певцы, чья творческая судьба связана с Екатеринбургом — Иван Козловский, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Борис Штоколов… Мало того, для некоторых замечательных артистов работа на екатеринбургской сцене вообще стала первой в их творческой карьере. Имена дебютантов впечатляют: те же Лемешев, Архипова и Штоколов; Юрий Гуляев, Владимир Огновенко, Галина Горчакова.

Но этот список не полон. Есть имена, которые, возможно, не так известны широкой публике по всей стране, но для поклонников театра, операманов и историков оперного искусства говорят многое. Они заслуживают того, чтобы о них вспомнили в юбилейные дни: это Давид Аграновский, Арнольд Азрикан, Маргарита Владимирова, Ян Вутирас, Николай Голышев, Ниаз Даутов, Михаил Донец, Светлана Зализняк, Валентина Китаева, Фатьма Мухтарова, Валентина Нестягина (Павловская), Дебора Пантофель-Нечецкая, Олег Плетенко, Владимир Ухов…

С годами менялся творческий почерк театра. Стилистика его постановок отражала характер соответствующей эпохи. Но всегда и при всех обстоятельствах здесь не забывали о непреходящих вековых классических традициях и ценностях.

* * *

Никакие достижения прошлого не могут отменить простой истины — театр жив сегодняшним днем! Обратим же свой взор к современности.

Вот уже шесть лет коллектив возглавляет новый директор Андрей Геннадьевич Шишкин.

Андрей Геннадьевич Шишкин. Фото с сайта muzcentrum.ru

Перед началом торжественного гала-концерта, завершающего юбилейный фестиваль театра я беседую с ним в его рабочем кабинете.

— Андрей Геннадиевич, фестивальные дни подходят к концу, Вы могли бы уже подвести какие-то итоги?

— Думаю, еще рано об этом говорить, пусть праздник завершится. Но интерес к фестивалю большой, билеты раскуплены давно. Мы получаем много поздравлений от разных людей, видных деятелей культуры и искусства — это не может не радовать. Коллектив долго готовился к этому знаковому событию, по существу, с того дня, как я пришел в театр. Была сформулирована основная стратегическая цель — расширить и обновить, прежде всего, русский репертуар. За это время поставлены «Снегурочка», «Пиковая», «Царская невеста», «Руслан и Людмила», «Хованщина», «Борис Годунов»… При этом исходили из того, что 100-летие — это вершина, высота которой обязывает нас приобрести творческий багаж, достойный города, области, нашей великой страны. Кроме того, мы учитывали зрительские симпатии и интерес к русскому искусству.

— Зрительские симпатии определяются, прежде всего, посещаемостью театра, заполняемостью его зрительного зала…

— Вот именно. В жизни театра на тот момент, к сожалению, была такая ситуация, что считали количество зрителей в зале и с грустью сравнивали во сколько раз оно меньше количества участников спектакля! А сейчас эта проблема в значительной степени решена, причем не только в отношении премьер или фестиваля, о котором я уже упоминал, но и в отношении текущего репертуара.

— Наверное, одной репертуарной политики здесь было недостаточно?

— Разумеется. Пришлось кардинальным образом менять систему менеджмента в области продажи билетов, информационной политики. Мы пошли по пути создания своей собственной зрительской среды. Для этого пришлось произвести кадровую ротацию менеджмента, к нам пришли люди со своей клиентской базой, публикой, которую мы регулярно информируем о спектаклях, включая адресную рассылку писем. Потом удалось наладить отношения со студенческими профсоюзами — Екатеринбург, как Вы знаете, студенческий город. И это огромный зрительский резерв. Практикуем мы и экскурсии по театру, показываем — что происходит за кулисами, а это в среднем — до 100 человек в день…

— Да, это впечатляет…

— Но и это не все. Театр должен был стать более медийным, и он стал им. На примере того же фестиваля — в преддверии юбилейных дней наш творческий состав, ведущие артисты, главный дирижер, худрук балета — все давали многочисленные интервью, участвовали в телевизионных передачах, новостях. Всё было направлено на то, чтобы создать атмосферу предвкушения праздника в городе. А многочисленные плакаты и растяжки, которыми город буквально наводнен! Это какая-то, я бы сказал, венская атмосфера, где все пропитано музыкой и оперой.

А выставки! Театр организовал четыре выставки посвященных юбилею, в том числе в самом театре и Краеведческом музее. Были использовано много архивных редких рукописных и фотоматериалов, наглядно демонстрирующих историю театра, его становление и развитие.

Хочу еще сказать: в деле привлечения интереса к театру имеют значение очень многие нюансы. Допустим, сотрудничество с другими театрами страны. Вот только один пример: у нас сложились дружественные отношения с Большим театром. Мы участвуем в его Молодежной программе, балет Большого приезжал к нам на гастроли. Кстати, именно во время этих гастролей мы познакомились с Павлом Клиничевым, а теперь он работает у нас. Учитывая наши дружеские творческие связи с Большим, я пригласил в гости на гала-концерт гендиректора Анатолия Иксанова. С одной стороны, пусть в Москве видят, как развивается наш коллектив, а с другой — мне очень важно показать властям области и города, что мы интересны, значимы и к нам приезжают влиятельные люди из мира театрального искусства.

— А как обстоит дело с творческой обстановкой в театре, можно об этом несколько слов?

— Приведу только один ее аспект — активность художественных процессов. Она в последние годы возросла многократно. Причем, сначала приходилось даже преодолевать некоторое сопротивление части сотрудников. Раньше частенько бывало так — поставили спектакль… и можно отдохнуть. Нынче все иначе. В реальном производстве как минимум три спектакля. Допустим, выпустили сейчас «Бориса», одновременно вовсю идут репетиции «Отелло» — премьера должна быть в мае — и уже приезжают английские постановщики для сдачи макета «Летучего голландца», намеченного на сентябрь следующего года.

— Кстати, а кто ставит «Отелло»?

— Команда интересная — наш главный дирижер Павел Клиничев, режиссуру осуществляет Игорь Ушаков, работающий в Большом театре, сценограф — Алексей Кондратьев, главный художник Ленкома.

— «Отелло» для Вашего театра — знаковая опера. В 40-е годы именно за нее театр получил Государственную премию! Но для «Отелло» нужен сильный и темпераментный драматический тенор!

— Вы знаете, я одно время считал, что выбор репертуара, конкретного названия нужно соизмерять с тем, как оно «ложится» на оперную труппу, исходить из возможностей труппы. Но Клиничев и Ушаков убедили меня, что не следует бояться активнее использовать приглашенных солистов — это значительно расширяет творческие возможности и репертуарную политику. Кстати, это и произошло с «Графом Ори», заглавную партию в котором исполняют Дмитрий Трунов из Новой оперы и испанец Мигель Анхель Лобато.

— Коли уж зашла речь о такой практике, хочу спросить и о сотрудничестве с дирижерами и режиссерами.

— Да, в последние годы мы привлекли к новым постановкам ряд маститых имен, среди них дирижеры Александр Лазарев, Сергей Стадлер, Фабио Мастранжело, режиссеры Алексей Степанюк, Иркин Габитов, Юрий Лаптев…

Но хочу вновь вернуться к творческой атмосфере. Благодаря интенсификации художественных процессов был сломлен некий психологический стереотип — вместо «стонов» по поводу загруженности теперь мы имеем «конкурентную» среду в хорошем смысле этого слова. Артисты стремятся к ролям, переживают, если кому-то что-то не достается.

— Давайте поговорим немного о Вашей директорской доле. Вы уже вкратце рассказали, как Вам пришлось преодолевать инерцию коллектива, активизировать творческий потенциал. А с какими еще трудностями пришлось столкнуться?

— Об этом можно рассказывать часами. О том, как пришлось с нуля восстанавливать хор театра, который получал нищенскую зарплату и в одночасье ушел на более выгодные условия в филармонию. Как проходила смена поколений в труппе, которая всегда очень болезненна. Главным было не навредить театру, уважать при этом достойных людей, не доводить дело до правовых конфликтов. Должен признаться, приходилось прибегать даже к помощи адвокатов.

Отдельная «песня» — финансы. Вы прекрасно знаете, что финансирование культуры всегда оставляет желать лучшего. Пришлось учиться зарабатывать, но не в ущерб искусству. Итог на сегодняшний день таков: коммерческие доходы театра возросли за шесть лет в восемь раз! И со спонсорами у нас дело сдвинулось с мертвой точки. Достаточно сказать, к примеру, что праздничный банкет для всех сотрудников театра полностью финансируют они.

Многое в ряде успешных свершений зависит и от творческой дружбы с различными предприятиями города, подчас, весьма далекими от искусства. Вы, конечно, знаете о нашумевшем балетном проекте в рамках Уральской индустриальной биеналле. Наш балетный худрук Вячеслав Самодуров осуществил свою новую экспериментальную постановку под экзотическим названием «H2O» в цехе оборонного завода «Уралтрансмаш» с участием не только профессиональных артистов, но и рабочих завода, с энтузиазмом принявших участие в спектакле…

—Андрей Геннадиевич! Я благодарна Вам за интересную беседу. Желаю Вам и коллективу удачного завершения фестиваля и дальнейших успешных творческих начинаний.

— Спасибо!

Постскриптум

Этот материал подготовлен к публикации уже после завершения фестиваля торжественным гала-концертом. Подробнее о нем читайте на сайте OperaNews.ru в рецензии «Славному юбилею — славный праздник».

Примечание:

* В том же 1955 году опера была поставлена Самаре (Куйбышеве). В Оперном словаре Гозенпуда, а также 6-ти томной Музыкальной энциклопедии (статья о Куйбышевском оперном театре в 3 томе) и некоторых других источниках спектаклю в Куйбышеве ошибочно отдан хронологический приоритет.

реклама

Ссылки по теме