Во славу русской музыки

Международный фестиваль русской музыки имени Сергея Рахманинова

В конце мая – в начале июня в дух крупнейших и старейших городах Новой Англии – исторического ядра Соединённых Штатов Америки – состоялся второй Международный фестиваль русской музыки имени Сергея Рахманинова. Этот музыкальный форум проводится в Бостоне и Нью-Йорке по инициативе нашей соотечественницы, выпускницы Нижегородской консерватории и основательницы Фестивального хора Северной Америки Ирины Шачневой: этой яркой и инициативной женщине-музыканту удалось объединить усилия сотен выходцев из России разных поколений и волн эмиграции для организации праздника русского музыкального искусства, который, уже можно сказать, приобрел свои традиции и черты постоянного мероприятия, вызывающего живой отклик как русских в Северной Америке, так и коренных американцев. Основной задачей фестиваля, названного в честь выдающегося русского композитора, переехавшего в Америку после Октябрьской революции, – Сергея Васильевича Рахманинова, – является пропаганда богатого творческого наследия и прославление музыкальных традиций России.

Следуя традициям русской соборности, ядром Рахманиновского фестиваля стала его хоровая составляющая. Однако помимо хорового пения, о чём речь пойдёт ниже, в нынешнем фестивале приняли участие и солисты-вокалисты, и инструментальные коллективы. Среди последних необходимо назвать ансамбль современной музыки «Ювентас» (г. Бостон) под управлением Лидии Янковской и молодёжный оркестр Вюрцбурга (Германия) под руководством Татьяны Мазуровой, пианиста Василия Примакова и органистку Юлию Пирожихину. Среди большой армии вокалистов, десантировавшихся на Рахманиновский фестиваль этого года, отдельно необходимо выделить петербургскую сопрано Марию Людько и московского контратенора Андрея Немзера, ставшего в этом году финалистом национального конкурса среди молодых исполнителей, который проводит нью-йоркская «Метрополитен-опера». Первую отличает исключительный по красоте и выразительности голос, сильный, ясный и полётный, а также великолепная музыкальность и тонкий вкус. Необыкновенно интересно и вокальное искусство Немзера: в отличие от подавляющего большинства контратеноров русского певца отличает сила и звучность голоса, неоспоримое тембральное богатство, а также достойная исполнительская культура, позволяющая быть равно убедительным как в русской, так и в западноевропейской музыке.

Недельный форум русской музыки включал в себя самые разнообразные концертные мероприятия в Бостоне и Нью-Йорке. На его открытии дважды была исполнена опера П. И. Чайковского «Иоланта» с участием таких певцов как Дина Кузнецова, Адам Клейн, Элиас Нотус, Давид Гвинианидзе, Александр Прохоров, Дануте Милейка, Ольга Лисовская, Юлия Яффе-Рибой, Дэвид Уодден, Дэниэл Камалик, Жанна Алхазова, Кевин Кис, Эми Орафтик, Елена Дудочкина, Аркадий Зильберберг. Постановку осуществил ученик Льва Додина Юрий Кордонский.

На сольном концерте пианиста Василия Примакова прозвучали десять прелюдий Рахманинова и его виолончельная соната (солистка – Зоя Шерешкова), фортепианная соната Александра Глазунова, а также две фортепианные сюиты Антона Аренского. Примакова не зря называют пианистом-виртуозом: в его искусстве действительно доминирует технический блеск доведенных до совершенства произведений.

На концерте «Вокальные драгоценности России» в исполнении Марии Людько, Андрея Немзера, Ольги Лисовской, Сони Бразаускас и Александра Прохорова прозвучали арии из опер и романсы великих русских композиторов – Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова.

Концерт камерной музыки в Mt. Calvary Lutheran Church в районе Бостона Эктон подарил слушателям встречу с органным искусством лауреата международных конкурсов Юлии Пирожихиной, исполнившей виртуозные произведения Дюрюфле, Флетчера, Лефебр-Вели и Видора. Также под её аккомпанемент А. Немзер исполнил арии Перселла, Генделя и Каччини.

Современная русская музыка прозвучала на концерте в First Church in Cambridge, в знаменитом районе Бостона Кембридж, там, где располагается всемирно известный Гарвардский университет. Здесь были исполнены произведения Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева и Христофора Кушнарёва.

Три больших концерта фестиваля были посвящены хоровой музыке. Первый из них под названием «Золотое эхо Москвы и Петербурга» также состоялся в кембриджской First Church. Здесь прозвучали хоровые произведения композиторов московской и петербургской школ – Рахманинова, Шведова, Виноградова, Прокофьева, а также русские народные песни, древние церковные песнопения русской, болгарской и грузинской традиции. Эти хоровые шедевры были представлены двумя коллективами – квинтетом семинарии Святой Троицы в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) под управлением Николая Котара и московским хором «Элегия» под управлением Марины Алексеевой. Первый коллектив отличает безупречный интонационный строй, мягкий в своей основе звук, глубокая погруженность в традиции русского церковного пения. Московская «Элегия» также коллектив высокой хоровой культуры, отличающийся хорошим унисоном в партиях и музыкальностью исполнения.

Сольным для «Элегии» стал второй хоровой концерт фестиваля, состоявшийся в католическом соборе Святого Варфоломея в нью-йоркском Манхеттене. Московский коллектив представил грандиозный Реквием Габриэля Форе (партия органа – Ю. Пирожихина), а также хоровые миниатюры русских композиторов и фрагменты оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный» (партия фортепиано – Н. Бровкина).

Венчал фестиваль гала-концерт, состоявшийся в Бостоне, в Джордан-холле консерватории Новой Англии. В нём выступили практически все участники фестиваля в сопровождении специально созданного И. Шачневой фестивального оркестра. Основа программы гала-концерта – хоровое пение, которое было представлено искусством Фестивального хора Северной Америки имени Рахманинова. Американский фестивальный хор знакомит публику с традициями русской духовной и светской музыки, сохранёнными и продолженными русскими переселенцами на американском континенте. Хор создан для того, чтобы объединить музыкальные таланты североамериканской русской диаспоры и усилить культурные и духовные связи между Россией и Америкой, его отличает высокий уровень исполнения, а выступления проходят в культурных столицах Соединённых Штатов Америки и за рубежом, в частности, осенью 2011 года хор предпринял большое турне по городам России.

В исполнении Фестивального хора, к которому присоединилась московская «Элегия», под управлением И. Шачневой прозвучали акапелльные произведения Березовского, Ледковского, Рахманинова, Калинникова, Гречанинова, Пономарёва, Коловского. В заключении концерта в сопровождении фестивального оркестра сводный хор исполнил Три русские песни опус 41 Рахманинова, а также финальный хор «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя», ставший закономерным апофеозом форума и символом величия русской культуры, единения русского народа по обе стороны Атлантики.

Александр Матусевич, Бостон — Нью-Йорк

реклама

вам может быть интересно

Кузнечик для импровизации Классическая музыка