Музыкальный сюрприз зелёного острова

Александр Матусевич, 05.03.2012 в 14:11

Национальный концертный зал в Дублине

Путешествуя по миру, в силу служебной необходимости или вследствие неодолимой тяги к странствованиям, можно встретиться с образцами высокого классического искусства в местах, от которых ты этого ожидал менее всего. Не ожидал — не потому что считаешь уровень культуры того или иного народа, страны, города недостаточно высокой, а скорее всего вследствие своей недостаточной информированности. А может быть еще от того, что мир слишком богат и разнообразен, и сколько в нем еще сокрыто интересного и неожиданно прекрасного — даже порой совершенно невозможно предположить. Интересы меломана, как правило, крутятся в основном вокруг тех центров мировой музыкальной культуры, о которых известно более всего, о чем пишут чаще всего, о чем нам рассказывает радио и телевидение. Для России такие центры — это бесспорно Москва и Петербург, в мировом масштабе — Вена, Лондон, Нью-Йорк, Париж…

Что известно среднестатистическому российскому меломану о бытовании классической музыки, например, в Ирландии? Думаю, что не много. Признаюсь честно, мне вот до случайно выпавшей поездки в эту страну не было известно об этом вообще ничего. Да, имена некоторых музыкантов ирландского происхождения с мировой репутацией мне, конечно, были знакомы, но, например, что такое музыкальная жизнь Дублина… Это было абсолютной terra incognita.

Между тем, в столице Ирландии имеется огромное, массивное и величественное здание серого камня под названием Национальный концертный зал. Внутри зал раскрашен в различные весёленькие оттенки зелёного — любимого цвета ирландцев, над его сценой нависает изящный тёмного дерева орган, а акустика в зале — просто изумительная.

Национальный концертный зал — дом для ведущего ирландского симфонического коллектива — Национального филармонического оркестра радио и телевидения Ирландии, который выступает здесь круглый сезон: каждую пятницу оркестр обязательно даёт концерт, разумеется, бывает, что выступает он и чаще одного раза в неделю. Филармоники — коллектив старый, заслуженный и уважаемый, без них не обходится ни одно сколько-нибудь значимое событие в стране — будь то инаугурация президента или первый за сто лет визит в Ирландию английской королевы. Но главная их миссия — знакомить ирландцев с безбрежным океаном классической музыки, и для этого они делают немало: помимо регулярных концертов в столичном концертном зале коллектив много ездит по стране, записывает диски, выступает на радио и телевидении, словом, всеми силами приобщает ирландцев к высокому, светлому и вечному. Вот уже несколько лет главным дирижёром коллектива является выходец из СССР Алан Бурибаев, который стремится пропагандировать в Ирландии русскую музыку. В частности, афиша ближайшего после моего посещения концерта состояла сплошь из отечественной классики — Римский-Корсаков, Прокофьев, Чайковский, а солировать должна знаменитая Наталия Гутман.

На мою же долю в первую пятницу марта выпала абсолютно венская программа — Моцарт и Рихард Штраус. Солнечный гений музыки «номер один» был представлен концертом для скрипки № 4 ре-мажор (Кёхель 218) и «Симфонией кончертанто» для солирующего дуэта скрипки и альта (Кёхель 364). «Серьёзный» Штраус — бессмертным «Дон-Жуаном» и двумя фрагментами (Reisefieber и Walzerszene) из оперы «Интермеццо». За дирижёрским пультом стоял молодой канадский маэстро Джулиан Куэрти, а солировали выходцы из пост-СССР — латвийская скрипачка с ростокским дипломом Байба Скриде и обосновавшийся в Лондоне украинский альтист Максим Рысанов.

Сердцевину концерта составлял Моцарт, в котором блистали оба солиста, а обрамляли её симфонические опусы Штрауса. Начали с «Дон-Жуана» — произведения молодого композитора, в котором задор и эйфория юности хлещет через край с самой первой ноты. В юношеском, но уже зрелом шедевре — полно искреннего энтузиазма, преклонение перед классиками (прежде всего перед великим тёзкой Вагнером) нарочито, автор как бы хочет показать сразу все что умеет, обрушивая на слушателя с первого такта мощный, красивый, колористически не просто богатый, а даже избыточный звуковой поток. Видимо поэтому русский мастер оркестра Римский-Корсаков в своей «Летописи» нелицеприятно назвал Штрауса спекулянтом и бесстыдником — слишком уж откровенно, слишком уж наотмашь бьёт юный Рихард оркестровыми красками, богатством фактуры. Но не таков ли Дон-Жуан, герой его поэмы? Ведь он любит жизнь и наслаждения во всех их проявлениях и беззастенчиво, не таясь, все время стремится к ним.

Оркестр бушевал и резвился, закручивая слушателей в какую-то вихревую воронку восторга и наслаждения — впору было утонуть в этом океане чувственности. Несмотря на сочные краски, тем не менее, сразу можно было услышать высокий класс коллектива — по слаженной игре струнных, по филигранности духовиков (которыми Штраус явно злоупотребляет — нам бы, в российские оркестры таких духовиков!), по звуковому балансу, который, несмотря на некоторое лихачество, был просто идеальным. Ведро воды, которым тебя окатили вдруг, внезапно, но воды вкусной, сладкой, родниковой — и ты стоишь абсолютно обалдевший и абсолютно счастливый: вот, что такое «Дон-Жуан» Штрауса в исполнении дублинских филармоников.

Совсем иными предстали фрагменты «Интермеццо» — здесь уже нет куража молодости, здесь ирония, юмор, местами шутка с издёвкой, чуть-чуть брюзжания — но все очень изящно, по-венски. Если в «Дон-Жуане» оркестр рассыпал искры шампанского, то в «Интермеццо» он показывал, как он умеет петь — мягко, тягуче, но, не теряя темпа, вальсируя ловко и умело. Словно аромат дорогих духов было это исполнение — пряных, но не резких.

Такой разный Рихард Штраус отлично оттенял светлого Моцарта, чей гений бесконечно разнообразен и одинаково недосягаем ни для кого — даже для великого мастера Штрауса. Это объединение в одном концерте двух имён оправданно не только венской темой: Штраус искренне любил и восхищался Моцартом, даже не удержался от соавторства с ним — теперь и мы доподлинно знаем о штраусовской редакции «Идоменея» (недавняя работа Московского камерного театра Бориса Покровского). Кстати, оперная тема в этом чисто симфоническом концерте безусловно присутствовала — это и «Дон-Жуан», который одновременно принадлежит и оперному Моцарту, и симфоническому Штраусу, это и интерлюдии из оперы «Интермеццо», это, наконец, части моцартовских концертов, в особенности Andante cantabile скрипичного, где цитируется тема из ранней оперы «Король-пастух».

Байба Скриде

Скрипачка Скриде вышла на сцену в интересном положении — совсем скоро она станет мамой. Возможно, оттого ее скрипка пела особенно нежно и мягко, виртуозность, которой она, бесспорно, владеет, уступила место человечности и созерцательности — и дело не испортили даже пара не слишком четко сыгранных пассажей. Альтист Рысанов, безусловный виртуоз, держался несколько в тени, умеряя свой литой звук, позволяя себе сверкнуть игрой тембров лишь исключительно в сольных фрагментах — бережное отношение к партнерше чувствовалось на протяжении всего симфонического дуэта: благородство альта подчеркивало хрупкость и изысканность скрипки.

«Симфония кончертанте» — интересная музыкальная форма, сочетающая жанр симфонии и инструментального концерта, как правило, предназначенного для нескольких солистов. Иоганн Кристиан Бах, Гайдн и Карл Стамиц успешно работали с этой формой музыкального высказывания — именно в Мангейме, где творил Стамиц, Моцарт и познакомился с ней, и она ему приглянулась. Это великолепная возможность совместного музицирования — и Скриде и Рысанов воспользовались ею в полной мере, представив исключительный по сыгранности и тембральному слиянию дуэт.

Александр Матусевич, Дублин

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Вольфганг Амадей Моцарт, Максим Рысанов, Рихард Штраус

Произведения

Дон Жуан, Интермеццо

Словарные статьи

дублин

просмотры: 2723



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть