Дуэт Надира и Зурги на сцене Дома музыки

«Радость меломана»: Дмитрий Корчак и Василий Ладюк

Игорь Корябин, 04.01.2012 в 20:47

Василий Ладюк

Появление в афише таких отдельно взятых певческих имен, как Василий Ладюк или Дмитрий Корчак, уже само по себе давно вызывает у отечественной публики прилив повышенного слушательского энтузиазма. И это вовсе неспроста: это абсолютно закономерно и резонно! Конечно же, одни меломаны в большей степени боготворят тенора Дмитрия Корчака, другие — баритона Василия Ладюка. Когда же эти имена появляются в афише одновременно, отнюдь не беспочвенный энтузиазм и той, и другой части публики неизбежно превращается в аншлаг: именно подобное в начале третьей декады декабря можно было наблюдать в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Этот концерт прошел в рамках тематического цикла «Звезды оперы XХI века» и был посвящен памяти В.С. Попова, ведь оба названных певца свое профессиональное вокальное образование получили в Москве, в Академии хорового искусства, которая была основана этим выдающимся музыкантом и которая впоследствии, после ухода из жизни В.С. Попова, стала носить его имя. Примечательно, что оба исполнителя свои первые шаги делали на сцене столичной «Новой Оперы», а сегодня они — просто редкие гости в Москве, ибо география мировой востребованности этих певцов весьма и весьма обширна.

Дмитрий Корчак — обладатель лирического тенора, хотя и достаточно плотной вокальной фактуры. Чуть более года назад мне уже представлялся случай рецензировать его прошлый сольный концерт в Москве. Однако несмотря на то, что и на московских выступлениях Василия Ладюка мне доводилось бывать неоднократно, так сложилось, что до настоящего момента случай более-менее обстоятельно откликнуться на них мне просто не подвернулся. Именно поэтому, пользуясь представившейся возможностью, о Василии Ладюке, обладателе удивительного по красоте лирического баритона, уместно будет сообщить несколько дополнительных сведений. После окончания аспирантуры в Академии хорового искусства имени В.С. Попова, свои оперно-вокальные данные он совершенствовал на мастер-классах известных специалистов оперных театров Европы и Америки (2002 – 2005). 2005 год принес ему победы сразу на трех престижных международных конкурсах оперных певцов – в Барселоне, Мадриде и Шидзуоке. После этого последовали выступления в таких оперных театрах, как Большой и Мариинский, Парижская национальная опера и «Метрополитен-опера», «Ла Скала» и «Ковент-Гарден». Василий Ладюк продолжает оставаться солистом «Новой Оперы» (с 2003 года). С 2007 года он – приглашенный солист Большого театра России. Его репертуар, а также география международных ангажементов постоянно расширяются.

На обсуждаемом концерте в ММДМ место за пультом оркестра – Национального филармонического оркестра России – занял Михаил Агрест. И стоит отметить, этому дирижеру удалось провести весь вечер на очень дружественной по отношению к певцам музыкальной волне: он подавал их ярко, выигрышно, эмоционально выпукло. Да и сами певцы были в явном «ударе», так что каждый исполненный ими номер встречался под шквал аплодисментов. Высокую ноту происходящему сразу же задало на редкость удачное для отечественных концертных подмостков прочтение увертюры к россиниевской «Золушке». Последовавшая затем ария Дона Рамиро из нее в интерпретации Дмитрия Корчака эйфорию прелюдии несколько отодвинула назад: в который раз пришлось убедиться, что Россини – композитор, находящийся за рамками природных возможностей голоса певца! На первый взгляд, все было замечательно, но изящности, легкости, подвижности голоса и свободы в высокой тесситуре эта трактовка так и не продемонстрировала: в отличие от искусной, это была типичная искусственная, с признаками очевидных усилий, вокализация. Между прочим, тот же эффект наблюдался прошлым летом и на фестивале в Пезаро, где Дмитрий Корчак выступил в партии Озирида в «Моисее в Египте» Россини.

Поистине роскошным «ответным ходом» стала сцена и ария Ричарда из первого акта беллиниевских «Пуритан» в исполнении Василия Ладюка, но сей ответ выдался явно «несимметричным», ибо ария Дона Рамиро была исполнена, включая и быструю часть, а в арии Ричарда быстрая часть «Bel sogno beato» оказалась опущенной. Впрочем, это не упрек певцу, а пожелание, чтобы традиционный для итальянской оперы первой половины XVIII века блок «сцена плюс двухчастная ария» в концертах исполнялся бы без купюр… Но как бы то ни было, эта трактовка Василия Ладюка продемонстрировала такую упоительную кантилену, такую богатую тембральную палитру его голоса, такую зрелось настоящего чувства в опере бельканто, что просто ничего не оставалось делать, как воскликнуть: «Bravo, signor Baritono!» Если вспомнить о первоначально французских корнях «Сицилийской вечерни» Верди, то можно сказать, что увертюра к этой опере и открыла французский раздел программы: после нее сначала прозвучали сцена и знаменитый романс Надира из «Искателей жемчуга» Бизе, затем – сцена смерти Валентина из «Фауста» Гуно, а в завершении первого отделения тенор и баритон исполнили не менее знаменитый дуэт Надира и Зурги всё из той же оперы Бизе.

Дмитрий Корчак

Этот вечер показал, что французским изысканным стилем оба исполнителя владеют просто изумительно. Я вспоминаю Надира, созданного Дмитрием Корчаком еще на сцене «Новой Оперы», и мои воспоминания – самые что ни на есть приятные. Романс этого персонажа, услышанный сейчас, лишь воскресил былое, но нельзя не отметить также и то, что нынешняя трактовка приобрела черты зрелости уже опытного, сформировавшегося певца, при этом французская мелодическая кантилена стала захватывать в свой сладостный плен, кажется, еще более всепоглощающе. К слову, в октябре этого года, в конце нынешнего сезона (сезона 2011/2012) Дмитрия Корчака ждут «Искатели жемчуга» на сцене прославленного неаполитанского театра «Сан-Карло», где ожидается, что он выступит в весьма приятной компании с Патрицией Чьофи (Лейлой), Дарио Солари (Зургой) и дирижером Габриэле Ферро. Если романс Надира стал прекрасным французским сувениром, сотканным из музыки, а сцена смерти Валентина предстала очень стилистически тонкой психологической зарисовкой, то дуэт Надира и Зурги может претендовать на роль самого настоящего лейтмотива всего концерта: недаром в конце вечера он был исполнен на бис! К сожалению, Василия Ладюка в постановке «Искателей жемчуга» в «Новой Опере» я не слышал, тем радостнее встреча с ним в этой партии оказалась для меня сейчас. Надо сказать, что на сегодняшний день голос этого исполнителя уже вполне можно назвать баритоном лирико-драматическим: это показали трактовки и партии Ричарда из «Пуритан», и партия Зурги. Нарастив вокальную плоть, «мясистость», а также увеличив объемность и полетность, этот голос не утратил своего главного – своего романтического очарования: лирические краски в нем по-прежнему преобладают.

Второе отделение было всё сплошь итальянским. Оркестр сыграл увертюры к операм «Дон Паскуале» Доницетти и «Набукко» Верди. Василий Ладюк исполнил каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и арию Альфонса из оперы Доницетти «Фаворитка» (в итальянской редакции). Дмитрий Корчак спел романс Неморино из «Любовного напитка» Доницетти и арию Герцога Мантуанского из «Риголетто» Верди. Кроме этого, в программе второго отделения прозвучали два дуэта – дуэт Графа Альмавивы и Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини и дуэт Неморино и Белькоре из «Любовного напитка» Доницетти. Переходя к «разбору полетов» итальянского отделения, следует сразу отметить, что, в целом, и оно оставило вполне приятное впечатление. Наконец-то в романсе Неморино Дмитрий Корчак почувствовал себя, как рыба в воде, да и ария Герцога в его исполнении прозвучала на этот раз значительно удачнее, чем в прошлый раз, но, опять же, речь идет исключительно о медленной части этой арии: и тогда, и сейчас стретта была купирована. В связи с этим нельзя также не заметить и то, что стретта в арии Альфонса была исполнена Василием Ладюком единожды, без повтора. Зачем же пренебрегать традицией XIX века? Ведь мы – на концерте, а не в театре, где нынче правит бал режиссер. А каватина Фигаро, хотя и сделанная очень достойно, для яркого романтического дарования этого певца-актера всё же выглядела слишком уж несерьезно. Но ясно одно: этот концерт стал тем самым заветным событием, которое смело можно причислить к «народной» серии под названием «Радость меломана»!

На фото: Василий Ладюк, Дмитрий Корчак

реклама

вам может быть интересно

Сюрреализм ситуации Классическая музыка
Earlymusic как среда обитания Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

опера

Театры и фестивали

Московский международный Дом музыки

Персоналии

Дмитрий Корчак, Василий Ладюк

просмотры: 4497



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть