Валерий Баринов: лично ответственный

20.01.2011 в 23:37

Валерий Баринов

Стоит смотреть даже самый несовершенный фильм, в котором занят Валерий Баринов, ради тех минут, когда на экране возникнет его лицо и камера крупным планом возьмет глаза — выразительные, мыслящие, страдающие; глаза человека, много пережившего и перечувствовавшего; глаза персонажа, в которых отражена мощная личность артиста.

Сегодня очень недостает именно личностей — людей, ощущающих свою ответственность за несовершенство мира, за поступки других, за собственное равнодушие или попустительство. А в театре и в кинематографе их недостает особенно, ведь еще памятны те недавние времена, когда крупные таланты — Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Кирилл Лавров — заставляли нас соединять жизнь и искусство, мы отождествляем их с театральными или кинематографическими героями, уверенные в том, что и в жизни они такие же — мужественные, бескомпромиссные, принципиальные, ответственные.

А они и были такими.

Валерий Баринов — личность времен обезличенности, потому, наверное, особенно на виду, особенно бросается в глаза. Он может быть героем: положительным или отрицательным — неважно, важно другое — он, как принято сегодня говорить, харизматичен и обволакивает все вокруг своим человеческим, личностным содержанием.

Вспоминаю его роли, начиная с самой первой, которую посчастливилось видеть — Петя Трофимов в «Вишневом саде» А.П.Чехова в театре, носившем тогда имя А.С.Пушкина, а сегодня вернувшем себе название Александринского. Тогда, кажется, весь Ленинград стремился на этот спектакль Ростислава Горяева, чтобы вместе с режиссером увидеть немного иным, не совсем привычным, Чехова и увидеть Петю Трофимова, которого сыграл молодой совсем Валерий Баринов.

А потом он работал в Москве, в Центральном академическом театре Советской Армии. Его никогда не пугали размеры этой гигантской сцены, он не боялся, что его не будет видно или слышно, потому что изведал уже свою силу — умение завораживать и покорять зрителя. Именно в этом театре он получил признание как «мастер ввода» — мог за несколько часов выучить роль и сыграть ее так, словно репетировал долгие месяцы...

Потом был Московский театр имени А.С.Пушкина, а затем судьба занесла Валерия Баринова в главный театр страны — в Малый — и подарила ему потрясающие роли: в «Пире победителей» А.Солженицына, в «Коварстве и любви» Шиллера, в «Царе Иоанне Грозном» А.К.Толстого, в «Бешеных деньгах», «Пучине» и «Трудовом хлебе» А.Н.Островского, в «Корсиканке» И.Губача. И везде, что бы ни играл Валерий Баринов, он являлся перед нами личностью неординарной, поистине мощной, обладающей незаурядным темпераментом и невымышленными принципами. Даже если эти принципы не согласовывались с нравственной позицией самого артиста, он всегда старался их понять, всегда пропускал через собственные разум и душу.

Широчайшую известность приобрели роли Валерия Баринова, сыгранные им в ТЮЗе у Камы Гинкаса («Скрипка Ротшильда») и в Театре имени Вл.Маяковского у Леонида Хейфеца («Спуск с горы Морган»). Увидев впервые эти спектакли довольно давно, не могу забыть ни одной интонации, ни одного движения Баринова — настолько сильно, ярко и объемно сумел вылепить артист эти полярно разные характеры.

Незадолго до наступления нового года состоялся юбилейный вечер Валерия Баринова в Центральном доме актера. Конечно, как всегда в таких случаях, были трогательные поздравления студентов Щепкинского училища, коллег, друзей-спортсменов (Баринов многолетний, верный и заядлый болельщик «Локомотива», что тоже лишний раз доказывает истинно мужской характер!), но самой главной оказалась первая часть вечера, когда Валерий Баринов и Ольга Кабо проживали, потрясающе играли поэтическую композицию по стихам поэтов Серебряного века. Стихи Николая Гумилева звучали у Валерия Баринова так пленительно и красиво, что возникла неожиданно иллюзия слияния Поэта и Артиста, двух творцов.

А когда Баринов читал рассказ Ивана Бунина «Ида», появилось ощущение, что переполненный зрительный зал боится дышать, чтобы не пропустить ни малейшей интонации, чтобы существовать эти минуты не рядом, но вместе, слитно...

Наталья Старосельская

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

культура

просмотры: 434



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть