Слыхали ль вы, как Юнди Ли играет Шопена?..

Игорь Корябин, 25.11.2010 в 13:23

Юнди Ли

Единственный концерт в Москве всемирно известного двадцативосьмилетнего китайского пианиста-виртуоза Юнди Ли состоялся 4 ноября этого года на сцене Светлановского зала Международного Дома музыки. Когда главный рекламный слоган этого события весьма претенциозно обозначил, что названный музыкант — лучший исполнитель Шопена (а в Москву он приехал именно с шопеновским репертуаром), признаюсь, этот слоган для меня так и остался рекламным слоганом, в который заочно я поверить не смог, ибо очень часто реклама — это одно, а услышанное на концерте — совсем другое. Но живые впечатления от концерта однозначно убедили меня в том, что реклама на этот раз оказалась на редкость честной.

К слову заметим, что абсолютно с той же самой шопеновской программой Юнди Ли не так давно (1 июля) уже выступал в России: по приглашению Валерия Гергиева его клавирабенд состоялся в Петербурге на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках ежегодного традиционного Международного фестиваля «Звезды Белых Ночей». Но и сразу после нынешнего московского концерта пианист вновь навестил Северную Пальмиру: в третий раз аналогичная шопеновская сольная программа прозвучала уже на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.

В первом отделении монографической шопеновской программы прозвучали пять ноктюрнов (оp. 9 № 1, оp. 9 № 2, оp. 15 № 2, оp. 27 № 2 и № 48 № 1), а также «Andante spianato и Большой блестящий полонез» (op. 22). Во втором — «Четыре мазурки» (op. 33), Вторая соната си-бемоль минор (ор. 35) и Полонез ля-бемоль мажор (op. 53), иногда называемый «Героическим». Безусловно, пять ноктюрнов, сыгранных практически безукоризненно, сразу же погрузили в состояние безмятежной легкости и удивительного упоения тончайшими мелодическими звучностями, которые так щедро, так тембрально многокрасочно — то истаивая в нежнейших pianissimo, то искрясь в филигранных туше, то взрываясь энергией подлинного романтического ликования — дарил публике знаменитый виртуоз.

Подлинным финалом-апофеозом первого отделения стала удивительно продуманная, на редкость гармоничная, поистине завораживающая, но в то же время необычайно свободная и мечтательно смелая интерпретация опуса № 22. Но и элегантные «Четыре мазурки», и торжественный Полонез ля-бемоль мажор, исполненные во второй половине вечера показали не просто незаурядную техническую виртуозность исполнителя, но прежде всего то, что он играет не ноты, а делает настоящую музыку. На бис очень свежо и пасторально игриво прозвучала во многом ставшая весьма популярной благодаря Юнди Ли фортепианная аранжировка пентатоничной китайской пьесы «Солнечный цветок» («Sun flower», музыка — Yu Shi Wang, аранжировка — Ling Er Yao).

Безусловно, сонатная форма, а в особенности такая необычная и уникальная, как это имеет место в знаменитой Второй сонате Шопена, требует от исполнителя совсем иного подхода, совсем иного музыкально-драматургического переосмысления. Возможно, двадцативосьмилетнему Юнди Ли в предложенной им на концерте интерпретации этого опуса пока всё же не хватает опыта «жизненного философствования», чтобы доподлинно ощутить, пропустить через себя и передать в этой великой музыке ощущение поступи вселенской Вечности, заложенной как в тяжеловесных Grave первой части, так и знакомых каждому скорбных интонациях траурного марша. Но мне как слушателю на этом концерте было ясно одно: его трактовка в любом случае предстает невероятно искренней, волнующей сердце и радующей слух своей неизбывной... оптимистичностью, что, на первый взгляд, казалось бы, совсем и неуместно. Однако если вспомнить, что печаль бывает и светла, а катарсис всегда просветлен, то сие означает, что этот мечтательно тонкий и одухотворенно «прозрачный» молодой исполнитель просто играл душой... Душой и сердцем...

В связи с этим хочется напомнить слова самого музыканта, сказанные им когда-то относительно взгляда на его участие в многочисленных конкурсах, но как нельзя лучше подходящие и к его исполнительскому кредо вообще: «Я никогда не отправлялся на конкурсы с намерением обязательно победить. Я ездил только затем, чтобы играть, чтобы показать, как я чувствую музыку. Для меня на первом плане — музыка, а уже потом — пальцы, но при этом за ними непременно всегда стоит сердце».

реклама

вам может быть интересно

Фаталист со скрипкой Классическая музыка

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

рецензии

Раздел

классическая музыка

Персоналии

Юнди Ли

просмотры: 3979



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть