Французское с нижегородским

Оказавшись возле афиш Нижегородской филармонии, не веришь глазам — Денис Мацуев, Квартет имени Бородина, Владимир Спиваков с НФОРом, опера в концертном исполнении силами французских певцов и дирижера... Словно и не уезжала из Москвы. Такое изобилие крупных имен (перечислены только «топовые») и интересных программ — по случаю XI Международного фестиваля имени А.Д.Сахарова. (Впрочем, замечу в скобках: и за его рамками концертный сезон насыщен интересными событиями: сразу после окончания фестиваля в Нижнем Новгороде играл французский пианист Паскаль Девуайон, а фестивальную эстафету подхватил XVII Фестиваль «Новые имена», представивший юных виртуозов Нижнего Новгорода и Москвы.)

Концепция Сахаровского фестиваля обозначена очень ясно: «Русское искусство и мир» и отвечает мировоззренческому духу академика Сахарова. Вторая составляющая — синтез разных искусств. Поэтому в программах был и литературный вечер — Антонина Кузнецова устроила «Прогулки по Парижу», и одна из новинок прошлого московского сезона — «Директор театра» Дмитрия Бертмана.

Все концерты группировались в блоки, представлявшие культуру разных стран. Эта идея была успешно апробирована на предыдущих Сахаровских фестивалях, только на сей раз приоритет, что и неудивительно, получила Франция: в семи концертах из четырнадцати главное место заняли французская музыка и французские артисты. На пресс-конференциях, предшествующих почти каждому фестивальному событию, директор Нижегородской филармонии имени Ростроповича Ольга Томина говорила о неоценимом вкладе организации «Альянс Франсез», сделавшей возможными гастроли целой обоймы великолепных музыкантов, и, конечно, о поддержке губернатора Нижегородской области В.Шанцева, под патронажем которого проходил фестиваль.

Открывал «Французский сезон» оркестр города Лилля, накануне с успехом выступивший в Москве. В Нижний Новгород оркестр привез такую редкость, как «Смерть Клеопатры» Берлиоза с меццо Софи Фурнье, и две сюиты из музыки Бизе к «Арлезианке», сыгранные, правда, со странными купюрами внутри пьес.

А вот пианист Жан-Эффлам Бавузе — эксклюзивный гость Сахаровского фестиваля, и то, что этот исключительный музыкант еще ни разу не концертировал в Москве, — большая потеря. В Нижнем Бавузе встречали с особым вниманием, поскольку в прошлые разы артист играл с филармоническим оркестром под управлением Александра Скульского такие уникальные программы, как все пять фортепианных концертов Прокофьева (в два вечера) или весь фортепианный Равель. Как интерпретатор французской классики — прежде всего Дебюсси и Равеля — он вне конкуренции: удивительная чувствительность к оттенкам звука, естественная спонтанность фразы, специфически французская виртуозность, сочетающая романтическое «перле» и импрессионистическую звукопись. Но, кроме второй тетради «Прелюдий» Дебюсси, Бавузе сыграл и две сонаты Бетховена, трактовав их в духе французской эстетики: светло, оптимистично, больше в связи с эпохой Просвещения, чем «Бури и натиска».

Французскую тему продолжила опера «Самсон и Далила» Сен-Санса. К сожалению, большой проблемой оказалось найти хор, способный оперативно выучить свою партию и влиться в приглашенную команду дирижера Венсана Монтейя, солистов Изабель Верне и Даниэля Гальвез-Валлейо. Так что фактически прозвучали избранные страницы из оперы. Безусловно, понравилась Верне, обладающая настоящей сценической харизмой и безо всяких усилий перевоплощавшаяся то в нежную одалиску, то в насмехающуюся фурию. Меньше понравился исполнитель Самсона, поскольку его голос больше подходит для вердиевского и еще больше — для веристского репертуара. Но в профессиональном плане Гальвез-Валлейо был стабилен и все верхние ноты брал крепко и точно. АСО Нижегородской филармонии под управлением Монтейя был деликатен в аккомпанементе и смог за несколько репетиций вжиться в сладостный колорит музыки Сен-Санса. И даже досадный промах дирижера в финальном такте партитуры не испортил в целом очень яркого впечатления от этой версии «Самсона и Далилы».

Русско-французскую программу привез Квартет имени Бородина — один из любимейших коллективов в истории Сахаровского фестиваля. Выступление музыкантов было посвящено памяти Валентина Берлинского, легендарного виолончелиста и одного из основателей ансамбля. Имя артиста вспоминалось неоднократно еще и потому, что он стоял у истоков фестиваля и был одним из авторов его идеи.

После Второго струнного квартета Чайковского бородинцы вместе с пианисткой Людмилой Берлинской сыграли Квинтет Сезара Франка — сочинение, где мятежность и эмоциональная экспрессия достигают огромного накала. Конечно, Кремлевский зал Нижегородской филармонии не очень подходит для камерной музыки, и великолепие программ в очередной раз подчеркнуло, как необходим современный (прежде всего в акустическом плане) концертный комплекс такой сильной филармонии, умеющей сформировать и «поднять» концертный сезон столичного уровня. «Французский сезон» завершился «Фантастической симфонией» Берлиоза (дирижер — А.Скульский) и Первым концертом Листа, где солировал прилетевший прямо с московского гала-концерта «Крещендо» Денис Мацуев. Появление звезды на нижегородском небосклоне не обошлось без курьеза: некоторые его поклонники из числа тех, кто посещает концерты классической музыки из соображений престижа, сетовали, что Мацуев играл слишком мало и почему-то «проигнорировал» «Фантастическую симфонию», уверенные, что автор предусмотрел там партию солирующего рояля...

XI Сахаровский фестиваль вместил также «Дни культуры Норвегии» с выступлением исполнителя на норвежской народной скрипке Вегара Вордала вместе с российскими артистами Михаилом Альпериным и Аркадием Шилклопером, «Дни культуры Нидерландов», в рамках которых состоялись приезд барочного ансамбля «Musica Amphion» и отдельный сольный концерт его руководителя, клавесиниста Петера-Яна Белдера. Привлекла внимание интересная симфоническая программа с акцентом на творчество современных голландских композиторов: Андриссена, Вельдхауза (состоялись две российские премьеры его опусов). За дирижерский пульт в тот вечер встал еще один гость фестиваля — бельгийский дирижер Иван Мейлеманс.

Но все же самое яркое впечатление Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии оставил в те моменты, когда с ним был главный дирижер Александр Скульский. Тогда оркестр творил чудеса, как это случилось в «День итальянской культуры». Увертюра к «Силе судьбы» требует прежде всего выверенности баланса: стройные аккорды всей духовой группы, жалостливые соло деревянных и прозрачный фон струнных, певучее тутти — все получилось и прозвучало прекрасно. Скульский блеснул также и искусством аккомпанемента, заставив пожалеть о его отсутствии на финалах московских конкурсов инструменталистов. Комфортно и вальяжно чувствовали себя солисты Большого театра Анна Аглатова и Виталий Панфилов в ариях из итальянских опер: все рубато и цезуры были предугаданы и подхвачены дирижером. Но высшим пилотажем в плане ансамбля оказался Пятый скрипичный концерт Паганини — вещь головоломной трудности, о которой забываешь, слушая исполнение виртуоза Сергея Крылова. Как это часто бывает на фестивалях, солист и оркестр встретились на генеральной репетиции, но взаимопонимание оказалось фантастическим, а художественный результат — высочайшим. Слушая исполнение такого уровня, начинаешь понимать, в чем секрет Нижегородской филармонии: артисты самого большого ранга с удовольствием возвращаются сюда вновь и вновь, чтобы получить возможность такого музыкантского альянса. Так что вполне заслуженно этой осенью Нижегородская филармония была удостоена почетного статуса «Национальное достояние России» за вклад в развитие современной культуры и проведение просветительских и гуманитарных проектов. А Ольга Томина стала лауреатом Международной общественной премии «Виват, маэстро!» в номинации «За вклад в сохранение богатейшего духовного, культурного, эстетического наследия многонациональной России».

Фестивальные празднества завершились гастролями Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова и Александра Гаврилюка в качестве солиста в ми-минорном Концерте Шопена. В истории Сахаровских фестивалей перевернута еще одна страница, заполненная яркими, неординарными событиями.

реклама