Мировых аналогов нет — сделано в России…

II Международный фестиваль мастер-классов «Слава Маэстро!»

Игорь Корябин, 08.10.2010 в 00:00

Когда Ольга Ростропович, едва вступив в должность президента Фонда культурных и гуманитарных программ своего отца, лишь намечала первые стратегические контуры дальнейшего развития этой благотворительной организации, осенившая ее идея проведения на базе Фонда не просто благотворительных мастер-классов, а целого ежегодного фестиваля подобного рода мероприятий, была воспринята в столичных музыкальных кругах с огромным энтузиазмом – более того: в лице министра культуры Александра Авдеева она сразу же нашла поддержку на государственном уровне. Никто не сомневался тогда, что дело, затеянное Ольгой Ростропович, безусловно хорошее и нужное. Никто не сомневался, что энергичный и деятельный президент Фонда М. Л. Ростроповича непременно доведет свои провозглашенные замыслы до стадии победного осуществления, однако дело это было чрезвычайно ответственное и трудное – ни дать ни взять, беспрецедентное ноу-хау, ибо аналогов этому начинанию в мире просто не существует. Итак, сомнений не было – было лишь недоумение, почему всё-таки нигде в мире подобный фестиваль не проводился ранее. «Я уверена, что именно папа вдохновил меня на эту работу, и счастлива, что могу продолжить дело его жизни, помогая талантливым музыкантам», – говорит Ольга Ростропович.

И вот уже I фестиваль мастер-классов, состоявшийся в сентябре прошлого года давно стал достоянием новейшей музыкальной истории. С самого первого своего проведения он задал высокую планку как организационного, так и музыкального уровня. Среди привлеченных педагогов он явил сплошь звездные имена, вызвав небывалый ажиотаж, и буквально «штурмовался» заинтересованной молодежью – студентами музыкальных училищ и вузов. Порядка трех тысяч человек посетили тогда его программы совершенно бесплатно. В первый год своим мастерством с молодыми исполнителями делились Юрий Башмет (альт), Давид Герингас (виолончель), Ван Клиберн (фортепиано, США), Сергей Крылов (скрипка), Алексей Уткин (гобой) и Аркадий Шилклопер (валторна). В нынешний (второй) год, и снова в сентябре, их эстафету приняли не менее знаменитые музыканты. Среди них – Дмитрий Башкиров (фортепиано), Максим Венгеров (скрипка), Наталья Гутман (виолончель), Юджин Кон (дирижер, концертмейстер оперы, США), Шерил Милнс (баритон, США) и Венцель Фукс (кларнет, Германия). И поэтому второй фестиваль ожидаемо вызвал не менее горячий интерес, чем в год своего рождения.

Международный фестиваль мастер-классов, место проведения которого – Центр Оперного пения Галины Вишневской, с самого первого года имеет еще и название собственное – «Слава Маэстро!» По задумке организаторов, это не только фестиваль памяти Маэстро, но и фестиваль в честь него, ведь великий музыкант по-прежнему продолжает жить в делах основанного им Фонда. И пока не иссяк родник заложенных в нем идей благотворительности – а он никогда не иссякнет, ибо находится в надежных руках его старшей дочери – о Ростроповиче будет сохраняться живая память, не подвластная ни времени, ни смерти. В этом году на II фестиваль собрались все 72 стипендиата Фонда: кто-то из них уже с воодушевлением вспоминает первый фестиваль, который, безусловно, не мог не повлиять на их нынешний уровень музыкальных достижений, а для кого-то этот фестиваль лишь впервые станет преодолением еще одной ступеньки на пути восхождения к высотам профессионального мастерства. В день торжественного открытия II фестиваля всем стипендиатам были вручены именные сертификаты, а некоторые из этих музыкантов выступили в состоявшемся по этому поводу гала-концерте.

Хочется назвать имена его трех молодых участников, нынешние творческие достижения которых уже сейчас внушают наиболее уверенный и неподдельный оптимизм. Особенно поразил совсем еще юный пианист Арсений Мун, сыгравший Фантазию-экспромт cis-moll Шопена настолько вдумчиво и эмоционально, настолько красивым и мягким звуком, настолько прочувственно и, я бы сказал даже, «по-взрослому» бегло и бравурно, что это сразу же сделало его главным «фаворитом» вечера. Сосредоточенно выразительным и уже неплохо технически оснащенным музыкантом предстал виолончелист Всеволод Гузов, исполнивший «Мелодию» (соч. 42) Чайковского (партия фортепиано – Нина Евграфова). Рондо из Второго скрипичного концерта Паганини («Кампанелла») в переложении для скрипки и фортепиано (П. Кочански) прозвучало в весьма эффектном и достаточно виртуозном исполнении Юрия Ревича (скрипка) и Евангелии Делизоны (фортепиано). Замечу, у этого начинающего скрипача есть уже и определенный творческий апломб, и вполне уверенное чувство звука.

Молодые музыканты делают лишь свои первые шаги на пути к Большой Музыке, но теперь для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства им созданы все необходимые условия. К деятельности благотворительного Фонда М. Л. Ростроповича, который не просто дает необходимые гранты талантливым исполнителям, но буквально опекает своих питомцев по жизни, теперь прибавился еще один «институт повышения музыкальной квалификации» – Международный фестиваль мастер-классов «Слава Маэстро!», которым его основательница и идейная вдохновительница Ольга Ростропович может заслуженно и по праву гордиться.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть