Элина Гаранча — «гарантия» триумфа

Элина Гаранча

2005 год, премьера «Вертера» Массне в Венской государственной опере. Партия Шарлотты – мое первое знакомство с очаровательной блондинкой по имени Элина Гаранча, уроженкой Риги. Несмотря на то, что ее Вертером был знаменитый аргентинский тенор Марсело Альварес, по-настоящему царила в спектакле именно она, эффектная, хрупкая, трогательно искренняя… Оперная легенда XX века Джоан Сазерленд как-то заметила: «У мисс Гаранчи роскошный голос и прирожденная внешность оперной дивы». Мои личные впечатления многолетней давности до сих пор не оставляют никаких сомнений: наша героиня – поистине прирожденная Шарлотта, великолепная актриса, чье настоящее лирическое меццо-сопрано, поразительно крепкое и объемное, обладает неповторимым благородно-матовым тембром и кристально чистыми интонациями. Этот голос, подкупающий своей безупречной стилистической культурой, словно по заказу создан для интерпретации изысканно рафинированной французской музыки.

Несколько сезонов назад, перед гастролями Латвийской национальной оперы в Москве, столица замирала в предвкушении услышать Элину Гаранчу – да так и не услышала! – в «Кармен» Бизе… Долгое время российским меломанам приходилось довольствоваться лишь записью концерта из Баден-Бадена, показанного телеканалом «Культура», где партнерами певицы были русское сопрано Анна Нетребко, мексиканский тенор Рамон Варгас и французский баритон Людовик Тезье – весьма неплохая компания! И вот в один из прохладных сентябрьских дней 2008 года в сердцах столичных меломанов заметно потеплело: благодаря совместным усилиям «Русского концертного агентства» и Universal Music Classical Management & Productions, Элина Гаранча, наконец, смогла дать свой первый сольный концерт в Москве. Ей и ее супругу Карлу Марку Чичону, весьма одаренному дирижеру сравнительно молодой музыкальной формации, на сцене Большого зала консерватории удалось совершить «маленькое чудо» – властно и трепетно увлечь оркестр «Новая Россия» в подлинную стихию творчества. Гибралтарец по происхождению, названный дирижер родился в Лондоне, где и окончил Королевскую академию музыки.

В программу вечера вошли произведения Моцарта (концертная ария Alma grande e nobil core и ария Секста из «Милосердия Тита»), каватина Ромео из «Капулетти и Монтекки» Беллини, фрагменты из оперы «Кармен» (хабанера, сегидилья и цыганская песня), большой вокальный блок испанской сарсуэлы, а также оркестровые фрагменты (увертюры и интермеццо). Было вполне ожидаемо, что представление изящных экспресс-зарисовок вокального портрета Кармен, а также интерпретация моцартовского репертуара, требующего рационализма музыкальной «алгебры гармонии» и, в известной степени, инструментального голосоведения, попадут в разряд наиболее значимых моментов концерта. Так и случилось. Но едва ли кто мог предугадать по-настоящему сильное впечатление от исполнения фрагментов сарсуэл, подкрепленное убедительным вокально-драматическим перевоплощением, в котором хрупкая элегантность оттенялась внутренней эмоциональной страстностью! В настоящее время в мире прослеживается устойчивый интерес к сарсуэле как к жанру, но на московских подмостках такое масштабное внимание ей уделяется не часто.

Прозвучавшие в концерте арии Секста и Ромео принадлежат персонажам-травести. И хотя беллиниевский Ромео – именно меццо-сопрано (а не контральто, как, к примеру, Арзаче в «Семирамиде» Россини), московским впечатлениям от исполнения арии Ромео, проведенного Гаранчей стилистически безукоризненно, всё же недоставало истинно итальянского темперамента и драматической наполненности вокальной фактуры. Но это замечание не столько критично, сколько важно для понимания природы голоса певицы. К слову, на Deutsche Grammophon с Элиной Гаранчей издана на CD и полная аудиозапись «Капулети и Монтекки» (с Нетребко-Джульеттой), сделанная с концертного исполнения в венском Konzerthaus.

Среди других значимых работ певицы в области звукозаписи следует назвать ее первый сольный диск «Любимые арии» (2001) и альбомы 2004 года – студийную запись «Баязета» Вивальди (Андроник) и запись концертного исполнения в Баден-Бадене «Нормы» Беллини (Адальджиза), где в главной партии выступила супердива бельканто нашего времени Эдита Груберова. Россини в запечатленном творчестве Гаранчи представлен живой аудиозаписью «Севильского цирюльника» (Розина) с концерта в Мюнхене (2005). В том же году вышел ее второй сольный диск «Оперные и концертные арии Моцарта». Третий альбом под названием «Aria cantilena» появился в 2007 году. В коллекции DVD c участием певицы – моцартовские «Милосердие Тита» с Зальцбургского фестиваля 2003 года (Анний) и «Так поступают все» с Фестиваля в Экс-ан-Провансе 2005 года (Дорабелла), а также венский «Вертер», упоминавшийся уже в начале этих заметок.

Элина Гаранча поступила в Латвийскую академию музыки в Риге в 1996 году, а с 1998 года продолжила обучение у Ирины Гаврилович в Австрии и Вирджинии Зеани в США. В 1999 году она выиграла конкурс Mirjam Helin в Хельсинки, а в 2001 году стала финалисткой престижного международного состязания оперных певцов в Кардиффе, проводимого под эгидой ВВС. Свою профессиональную деятельность певица начинала в Германии на сценах Майнингенского и Франкфуртского оперных театров.

С января 2003 года Элина Гаранча – солистка Венской оперы, где освоила достаточно большой репертуар, включая «Летучую мышь» Й. Штрауса и «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Во Франции она сначала появилась в Театре Елисейских Полей (Анжелина в «Золушке» Россини), а затем – в Парижской опере (Октавиан в «Кавалере роз» Р. Штрауса и Секст). В 2007 году на сцене Латвийской национальной оперы певица впервые исполнила партию Кармен. В том же году прошли ее дебюты в Берлинской государственной опере (Секст) и в «Ковент-Гарден» в Лондоне (Дорабелла), а в 2008-м – в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке (Розина) и в Баварской опере в Мюнхене (Адальджиза). Планы примадонны и сегодня расписаны на много лет вперед, поэтому отрадно сознавать: малое место в них каким-то чудом нашлось как-то раз и для Москвы!

реклама