Поросёнок, фазан в пирамиде и звёзды Сферистерио

Музыкально-гастрономическое путешествие на родину Россини

Герцогский дворец в Урбино

Трюфли, роскошь юных лет...

Совет русскому путешественнику, давно освоившему побережье Адриатики: не ограничиваться созерцанием синего моря и наслаждением желтыми песками. Не предпочитать скорый поезд, что резво бежит вдоль побережья, а сесть в нескоро идущую электричку, которая доставит вас в старинные средневековые города – Йези, Реканати, Мачерату, Асколи Пичено.

Название этой области – Марке – несколько странно звучит для русского уха. Куда как легче догадаться, что значит Ломбардия – от покоривших Северную Италию лонгобардов, или Тоскана – от древнего народа этрусков, населявших Апеннинский полуостров еще до того, как возник Рим. Память о народе, населявшем Марке в древности – пиценах - сохранилось в названиях городов Асколи Пичено, Потенца Пичена. Их, как и прочие италийские народы, подмяли под себя и ассимилировали римляне. В раннее средневековье здесь начиналась – или кончалась – Священная Римская Империя. Отсюда и название области – Марке, что значит пограничная зона.

Марке как мозаика. Здесь есть все, что душе угодно: нетронутые временем средневековые города, мягкие холмы, покрытые виноградниками, ласковое и чистое море, золотые песчаные пляжи, грозно вздымающиеся скалы, голубые Сибилловы горы. Море удовольствия способны подарить они любителю средневековья и охотнику за гастрономией, поклоннику поэзии и меломану. Взор первого будет прикован к шедеврам Ренессанса в герцогском дворце в Урбино, второй не устоит перед ароматом трюфелей, третий задержится в доме знаменитого лирика Джакомо Леопарди, четвертый потратит все время на посещение престижных оперных фестивалей в Пезаро и Мачерате. Недаром девиз региона таков: "Марке – вся Италия в одном регионе".

Подобно многим итальянским регионам, Марке ревностно хранит традиции. Да и как упрекнуть в этом маркиджанцев, когда они по праву могут похвастаться драгоценными трюфелями, особой колбаской чайусколо, чудесным красным вином Верначча, особым супом из тринадцати видов морской рыбы и еще десятками, а, может, сотнями, вкуснейших вещей?

Погрузиться на несколько дней в мир традиционной крестьянской культуры может стать увлекательным приключением – на земле Марке легко почувствовать себя частью нити, которая связывает поколение с поколением. Ведь, в конце концов, у каждого из из нас дед или прадед хозяйничали на земле.

Чего только не дарит земля тому, кто с любовью трудится на ней... Но один ее дар - чудо природы, а не совместного творчества земли и человека. Как ни жаждали вырастить трюфель, не поддается упрямый гриб человеческому упрямству, не отвечает на заботу и ласку, а растет себе, где ему вздумается.

Каждому охотнику за трюфелями знакомо особое возбуждение, когда лунной ночью или молочным осенним утром, вдыхая влажный воздух, в компании верного друга, отправляется он по поиски драгоценного гриба. Верный друг должен иметь превосходный нос. Значит, это пес, скажете вы. Не ошибетесь, но случается среди верных друзей и обладателей чуткого носа и совсем другое животное – а именно поросенок...

Гурманы со всего света готовы заплатить любую сумму и чуть ли душу не заложить за обладание благоухающим даром маркиджанской земли. Эта область Италии может похвастаться как белыми, так и черными трюфелями, о достоинствах которых все еще спорят повара и чревоугодники. Нарезанный прозрачными пластинками или натертый на мелкой терке, трюфель придает не только опьяняющий аромат, но и шик таким блюдам, как ризотто, ньокки (разновидность картофельных клецек), полента (кукурузная каша), каппеллетти (разновидность пельменей), приготовленая вручную лапша, фондю и не знающим границ фантазиям из белого мяса, вырезки и даже рыбы.

Где земля – там большая семья, а где большая семья – там не обойтись без поросенка. В этом Центральная Италия не отличается от Северной, и только ближе к югу поросенка сменяет овечка.

Крестьянская семья возила на рынок кур и голубей, кроликов и сыр. Но поросенок был неприкосновенен: хоть грязен и не всем симпатичен, он был исключительной собственностью и в некотором смысле привязанностью семьи. Его покупали и растили для семейного потребления. Только тяжелое денежное положение могло погнать хозяина на рынок с целью продать поросенка.

После тринадцати или четырнадцати месяцев неустанных забот наступал момент превращения свинки во вкусные ветчины и колбасы. Специально обученный человек совершал жестокий, но неизбежный ритуал: точным ударом убивал животное, следя, чтобы вся кровь вышла из вен. Останься хоть немного крови в тканях – и не видать семье ни prosciutto (сырой ветчины), ни сала, ни грудинки. Недаром само итальянское слово prosciutto происходит от латинского prexsuctus, что значит высушенный от влажности.

Каждый итальянский регион хвалится собственным prosciutto, но родина Рафаэля и Перголези гордится еще и особой колбаской чайусколо, которую намазывают на хлеб, подобно паштету. Тщательно нарубленное свиное мясо сдабривают солью, перцем, чесноком, апельсиновой цедрой и белым вином. Немного коптят, подвешивая перед пылающим камином, а затем оставляют на пару месяцев в сухом и прохладном помещении. Температура не должна превышать 16 градусов, и излишне говорить что, преданные традиции местные колбасные мастера неусыпно следят за влажностью. Когда колбаска готова, вам остается только намазать ее на хлеб, и испытать неописуемое наслаждение, особенно если на столе еще и свежие бобы...

Надо ли говорить, что все дары поросенка гораздо лучше соскальзывают в желудок при помощи бокала доброго вина. И хоть самыми знаменитыми винами Италии являются вина Пьемонта, Тосканы и Венето, родине Россини и Леопарди незачем им завидовать.

В двадцать четвертой песне "Чистилища" великий Данте говорит о изысканном вкусе папы Мартина IV (1281-1285), который обожал свежих угрей из озера Больсена, обильно запивая их красным вином Верначча. Правда или нет, но именно Данте пустил слух, что жадный до лакомств понтифик умер вследствие неумеренного потребления угрей с вином Верначча.

Боккаччо обильно упоминает Верначча в "Декамероне", а Саккетти в "Трехстах новеллах". И не сохранила история имя того польского путешественника – наемника ли, паломника ли - что, испробовав вина Верначча, воскликнул: "Господи Боже, почему ты не создал мою землю похожей на эту?"

От слов – к делу: какое же оно, знаменитое вино Верначча? Красное шипучее вино неповторимого рубинового оттенка с пурпурными отсветами. Вдыхая его сильный аромат, вы почувствуеете запахи спелых фруктов, мармелада, сухих красных цветов и специй. Вкус его сладковатый с нотой горечи. Верначча бывает двух видов – сухое и сладкое. Содержание алкоголя 11 градусов, сухой вариант Верначча подают с разными колбасами, особенно хорош он со знаменитым чайусколо, сладкое же вино сопровождает десерты.

Как ни красивы описания любого вина, все же лучше отправиться на поиски бутылочки в местные погреба, тем более что аэропорты Анконы и Римини давно освоены российскими туристами. А между Анконой и Римини родился страстный гурман, имя которого осталось в истории благодаря "Севильскому цирюльнику" и кулинарной книге.

У Россини на кухне

"Кроме ничегонеделания, я не знаю более восхитительного занятия, чем еда. Аппетит для желудка – то же самое, что любовь для сердца. Пустой желудок напоминает фагот и флейту-пикколо, что сердито бормочут или завистливо жалуются. И, напротив, полный желудок подобен звенящему от удовольствия треугольнику или ликующей арфе... Еда и любовь, пение и переваривание пищи: эти четыре вещи, по правде говоря, есть четыре акта той комической оперы, которую мы называем жизнью. Тот, кто позволяет им избегать себя, - безумен".

Великий композитор Джоакино Россини, которому принадлежат эти строки, родился на щедрой земле Марке, в Пезаро, хотя его отец и вел свое происхождение из соседней Романьи. Россини был равно известен как великий композитор, автор опьяняющих, как шампанское, комических опер, и возвышающих душу серьезных шедевров, так и большой гурман и автор кулинарной книги. Последней он придавал чуть ли не большее значение, чем почти четырем десяткам собственных музыкально-театральных творений. Неуспех очередной оперы не повергал его в отчаяние, а стимулировал страсть к хорошей кухне и доброму вину. Когда в 1821-ом году в Риме с треском провалилась "Матильда ди Шабран", Россини нимало не смутился и провел веселые карнавальные дни в компании Массимо д'Адзельо и Никколо Паганини, предаваясь греху чревоугодия. Двумя годами спустя, направляясь в Лондон, где его ждали, он задержался в Париже на целый месяц, и все по причине той же самой неутолимой страсти. Всякому грозила бы уплата неустойки. Всякому, но не Россини, который был надежно защищен своей славой. Эта слава позволила ему провести месяц во французской столице, посвятив себя исключительно посещению банкетов и приемов. Прибыв, наконец, в Лондон, Россини оставался там восемь месяцев, посвящая свое время не сочинению музыки (как обещал!), но, увы все тем же банкетам и приемам...

Отдельные рецепты создал Пезарский лебедь в связи с сочинением той или иной оперы. Так, в 1842-ом году, по случаю премьеры в Болонье "Моисея в Египте" Маэстро придумал "фазана в соляной пирамиде". Вещь довольно простая, но способная произвести впечатление на ваших гостей. Прежде всего, вам понадобится "хорошенький фазан". Чтобы фазан стал вкуснее, положите ему внутрь ароматные травы – лавровый лист, можжевеловые почки, розмарин, тимьян. Не забудьте про соль и перец. Оберните фазана марлей, натертой чесноком, с тем, чтобы он напоминал мумию. Подготовленную таким образом птичку уложите на противень и засыпьте крупной солью, придав ей форму пирамиды. Запекайте в духовке. За несколько минут до готовности обложите соляную пирамиду кускусом: он символизирует золотые пески пустыни. Подавайте на стол пирамиду во всем ее великолепии, и уже в присутствии гостей начинайте орудовать ножом и молотком, чтобы "освободить" "мумию", которую она скрывает...

Под звёздами Сферистерио

Не думайте, что в Марке предаются только гастрономическим наслаждениям. Эту область именуют "землей театров" – каждый город или даже местечко могут похвастаться восхитительным старинным зданием, чаще всего любовно приведенным в полный порядок. Но театральная площадка в Мачерате – Арена Сферистерио – способна подарить не менее сильные эмоции, чем прославленный римский амфитеатр в Вероне. Это уникальное архитектурное сооружение было построено в двадцатые годы XIX века на средства ста богатых граждан, решивших подарить родному городу "спортивный зал под открытым небом". Арена Сферистерио предназначалась для pallone a bracciale – игры в мяч, который ударяли о стену при помощи широкого "браслета", надетого на руку. Грандиозная стена длиной почти в 90 метров и высотой в 16 ныне служит естественной декорацией, и часто позволяет сценографам обойтись минимумом деталей.

В Сферистерио с 1921-ого года существует летний оперный сезон, куда приезжают петь выдающиеся певцы со всего мира. На афише можно увидеть как очень популярные, так и очень редкие названия. Так, в 2004-ом году автору посчастливилось слушать почти неизвестную в России оперу Риккардо Дзандонаи «Франческа да Римини».

Как все итальянские оперные театры и фестивали, Сферистерио постоянно «трясет». В 2006-ом году поползли слухи, что очередной сезон не состоится. Винили Катю Риччарелли – она недолго была художественным руководителем Сферистерио. Вина лежала не только на Кате, постарались и ее предшественники. «Спас» летний оперный сезон выдающийся сценограф и режиссер Пьер Луиджи Пицци. Он трансформировал традиционную летнюю встречу с оперой в фестиваль «на тему». Пицци – архитектор по образованию, и в основе всех его сценографических замыслов лежат строгая классичность и использование простых архитектурных элементов. Так что Мастер умудряется сотворить «конфетку» из ничего. Для первого фестиваля на тему «Инициация» были выбраны «Волшебная флейта», «Аида» и «Турандот», за ним последовали «Игры властителей» (в программе «Норма», «Макбет», «Мария Стюарт») и «Соблазн» («Дон Жуан», «Травиата», «Мадам Баттерфляй»). Не все спектакли ставит сам Маэстро, он часто доверяет постановки своему ученику Массимо Гаспарону, который, к сожалению, является всего лишь эпигоном. Тема нынешнего фестиваля, который распахнет свои двери для публики в конце июля,- «Для большей славы Божией». Публике предстоит встреча с операми «Фауст», «Аттила», «Ломбардцы в первом крестовом походе», «Cила судьбы». И не только это. Музыкальная и интеллектульная программы Сферистерио способны удовлетворить самый взыскательный вкус.

реклама