Детская скорбь в очках

«Алиса в стране чудес» от Тима Бёртона

«Алиса в стране чудес» от Тима Бёртона

Сегодня в прокат выходит долгожданный фильм Тима Бёртона и «Walt Disney Pictures» «Алиса в cтране чудес» по мотивам культовой книги Льюиса Кэрролла (включая «Алису в Зазеркалье»). Количество экранов, которые он охватит в России, — более 660, в том числе и те, что оснащены 3D-оборудованием, позволяющим зрителям увидеть мир сквозь очки в объемном изображении. О картине столько трубили последние несколько месяцев, что многие, посмотрев ее, испытали большое разочарование, прежде всего от хладнокровия ее создателей и отсутствия ярких эмоций. Уже прошла премьера в Лондоне, на которой присутствовал принц Уэльский Чарльз с супругой. Случился скандал, который как-то умяли, после того как несколько серьезных компаний решили отказаться от картины, тем выразив недовольство прокатной политикой ее авторов.

В «Алисе» заняты Джонни Депп в роли вертлявого и действительно Безумного Шляпника, Хелена Бонэм Картер, которую тут преобразили в злобную Красную Королеву, обезобразив ее прекрасное лицо запредельно широким лбом. Зато получился самый интересный персонаж, а уж что играть тут есть. Ее сестру — Белую Королеву, не такую уж белую и пушистую, с черной помадой на губах, сыграла Энн Хэтэуэй. Раздвоился на близнецов Труляля и Траляля британский комик Мэтт Лукас — колоритнейшие персонажи, напоминающие бритоголовых новых русских с нежным и детским нравом.

Алису, совсем не девочку, а 19-летнюю барышню на выданье, сыграла восходящая звезда Австралии Миа Васиковска, поначалу показавшаяся на экране совсем заурядной и даже несимпатичной, но внутренние резервы преобразили весь ее облик по мере развития сюжета. Ее ждет жених знатного рода, а она несется по кустам за кроликом и летит в нору, а уж в Подземелье ее признают старые знакомые, ведь Алиса ребенком бывала в их безумном царстве. Теперь ей предстоит подобно Жанне д’Арк идти на «костер» во имя идеи, положить конец террору Красной Королевы, сразиться с чудищем, как бой-девице. По сценарию Линды Вулвертон обитатели Подземелья — чуть ли не подпольщики, пытающиеся свергнуть диктатуру. Созданный Бёртоном мир отвечает духу иллюстраций Джона Тенниела, сопровождающих академические издания Кэрролла. А ключом к образу Подземелья послужила фотография времен Второй мировой войны, где британская семья пьет чай в своем поместье, и все это напоминает безумное чаепитие на фоне силуэтов мрачного и обшарпанного Лондона тех лет.

В российском варианте роли озвучивали Марина Неелова, Елена Морозова, Александр Баргман. Чеширского кота в зеленую полоску, быстрорастворимого в пространстве, «промурлыкал» Александр Ширвиндт, придав котику барственность и ленность.

Кому как не Бёртону, автору «Трупа невесты», «Сонной лощины» и «Эдварда Руки-ножницы», было взяться за освоение такого причудливого сочинения, как «Алиса в стране чудес». Кто бы еще мог нагнать мрачности и зловещего звучания в пространство экрана, чтобы передать бездны и ужасы мира Кэрролла. Собственно, Бёртон и сделал все возможное, чтобы погрузиться и погрузить в эти материи зрителя. Да так, чтобы и дети смогли считывать свой слой, а взрослые и продвинутые люди получили свою порцию удовольствия. Его «Алиса» не стала откровением, не вознесла эту реальность до таинственных коридоров добра и зла, но глупо и предъявлять Бёртону претензии, что как-то не так он распорядился материалом, не считал заложенного в нем интеллектуального и мистического слоя. Что увидел и прочитал, то и передал.

Наиболее адекватное прочтение «Алисы» удалось увидеть, как ни странно, на сцене Свердловского ТЮЗа больше десятилетия назад в спектакле Анатолия Праудина «Алиса в Зазеркалье». Это было недетское зрелище. Наверняка посетители театра предъявляли дирекции претензии, что их отпрыскам предложили «такой страх» (ощущение ужаса не покидало даже на пятом спектакле), но родился выдающийся спектакль, в котором морок Кэрролла жил своей неповторимой жизнью, навевая невероятную тоску. Это были истоки явления, получившего потом определение Театра детской скорби. До детской и взрослой скорби, по большому счету, Тим Бёртон не дошел, но создал яркое и даже временами интеллектуальное зрелище. А это не так уж и мало.

Светлана Игорева

реклама

вам может быть интересно